Die RittersWerder. Der Sammelstelle - 2012

ГОД ГОСПОДЕНЬ 1410 

В субботу, в день святого Арнульфа, восемнадцатого июля, утром, король выступает с войском и, достигнув озера, которое называется Густенским и находится между Моронгом и Гогенштейном, располагается здесь станом. По мере того как из соседних замков стекаются посланцы, объявляя об их сдаче, король отдает эти замки в управление своим рыцарям. В этот день Генрих фон Плауэн, командор, набрав с помощью уговоров и за деньги пятьсот наемников, прибыл в Мариенбургский замок, чтобы взять на себя его охрану и защиту. До его прибытия замок охраняло едва пятьдесят человек, объятых страхом, и Владиславу, королю Польши, легко удалось бы овладеть им, а следовательно, и всеми другими замками, если бы после битвы он сумел воспользоваться победой: неожиданно осадив замок, захватить его.



Подробнее о мероприятии в Medieval Blog



Кельнер - архиепископский официант или казначей области?

При поиске и подборе информации по Кемпенскому замку, который мы исследуем, в немецких текстах постоянно встречалась одна непонятная должность — Keller или Kellner.

Кельнские печати. Bildindex.de 
 
«Архитектор Иохан Хундт был уже в 1391 рекомендован и назначен архиепископом (Фридрихом фон Саарверденом, пр. переводчика) к дьячку приходской церкви в Кемпене (Binterm u. Mooren, D. C II, S. 303. — W. p. 24), и был позднее Шультхейсом (Schultheiß) и Кельнером (Kellner) города; Завещание от 13 мая 1413 еще находится в городском архиве (Urk. Rep. p. 19).»


( Читать дальше )

Средневековый ремесленник и его отношение к изделию (выдержки)

Представляю выдержки из книги А.Я. Гуревича «Категории средневековой культуры» и из статьи Д.Э. Харитоновича «Средневековый мастер и его представление о вещи»:
 
Из книги А.Я. Гуревича «Категории средневековой культуры»:

Отношение мастера к своему изделию и к работе
Отношение цехового ремесленника к своему изделию было в высшей степени специфично: он видел в нем частицу самого себя. Понятие шедевра — «образцового продукта» — содержало моральную оценку, ибо членом цеха мог быть лишь добросовестный работник, честно трудившийся и дававший только высококачественную продукцию. Забота о качестве каждого изготовляемого ремесленниками изделия — свидетельство отсутствия массового производства, ограниченности рынка, на который они работали. Своеобразное проявление зависти мастера к собственному изделию мы встречаем в исландской саге. Норвежский король Олав Трюггвасон приказал построить боевой корабль, крупнее которого не было бы во всей стране. Когда судно было почти готово, обнаружилось, что оно приведено в негодность, так как по всему борту за ночь кто-то нанес пробоины. Король обещал награду тому, кто укажет виновника, а последнему грозил смертью. Главный корабельный мастер Торберг признался, что это дело его рук. Король велел ему поправить испорченное. После ремонта корабль стал еще краше (75, 151—152).
Принадлежность к цеху была сопряжена с комплексом коллективных эмоций его членов, которые испытывали чувство гордости за свою корпорацию, ревниво охраняли ее марку и авторитет, принимали участие в собраниях и общих решениях, отстаивали собственное достоинство полноправных бюргеров перед патрициатом и дворянством и свысока смотрели на неорганизованных ремесленников, подмастерьев, учеников, слуг, на городское плебейство. Мастер искал и находил в труде не один лишь источник материальных благ — труд доставлял ему удовлетворение. В процессе труда средневековый ремесленник в противоположность пролетарию нового времени воспроизводил самого себя во всей своей целостности (см. 2, т. 46, ч. 1, 476). Поэтому и продукт труда мог быть средством эстетического наслаждения. Совершенствование мастерства из поколения в поколение вело к созданию высокой традиции в ремесле и к предельному раскрытию его производственных и художественных возможностей. Ремесло было мастерством, а мастерство — искусством, артистизмом. Лишь в новое время понятия ремесленничества, мастерства и искусства разошлись и поменялись местами: понятие «мастерство» сделалось, скорее, принадлежностью искусства, тогда как «ремесленником» стали называть бездарного артиста, человека, лишенного подлинного мастерства. В этой эволюции понятий отражается дифференциация искусства и ремесла в средине века они были едины. Свободный труд мастера при цеховом строе — средство утверждения его человеческой личности, повышения его общественного самосознания.
 


( Читать дальше )

"Трудно быть Богом" Алексея Германа или апология Средневековья.


Вскоре на экраны нашей необьятной родины выйдет картина Алексея Германа «Трудно быть Богом», снятая по мотивам братьев Стругацких.
Эта книга в свое время мне очень понравилась, Стругацких я люблю и новость о выходящей картине (тем паче что она так долго и тщательно (14 лет) снималась) воспринял радостно.

Первые нотки тревоги послышались когда я увидел промо-ролик несколько месяцев назад. В набат ударило когда я прочел сегодняшнюю статью в «METRO» про выходящий фильм.

Даже не знаю с чего начать…   да… это фантастика, да, личное видение режиссера, но ведь в ТАКОМ ВИДЕ они представляют мое любимое Средневековье, которому и так досталось «по уши» от современного кинематографа!


( Читать дальше )

Рецензия на книгу "Многоликое средневековье" Иванова Константина Алексеевича.


На днях закончил читать еще одну замечательную книгу, написанную на рубеже XIX-XX веков нашим соотечественником, Константином Алексеевичем Ивановым.

Автор удивительно живо и полно, с деталями и примерами из современников рисует образ средневековья. А именно города, замка и деревни. Изначально нанося крупные мазки, создавая общее представление о том времени в общем, далее автор делает уточняющие штрихи, рассказывая о той или иной особенности времени, или обрисовывая определенный класс людей.

Я бы посоветовал книгу всем начинающим увлекаться медиевистикой (изучением средних веков), так как, повторюсь, автору на мой взгляд удалось достаточно точно передать образ того времени (стараясь придерживаться XIII века, но далеко и часто выходя за его рамки), но при этом она написана легким языком и читается на одном дыхании.

Иванов приводит интересные факты из жизни города/деревни/замка, причем много говорится о Германии, в отличии от распространенного исследования Франции в русскоязычных изданиях. Приводятся хоть и не исчерпывающие какую-то тему данные, но красочно обрамляющие знания о той или иной области жизни. Так же очень занимательны истории «того времени», которые Егор Павлов использовал недавно на XI историческом семинаре, рассказывая о крестьянстве в священной римской империи в средние века.

В темах которых я чуть лучше разбираюсь (к примеру средневековые игры) мне удалось найти неточности, к примеру Константин Алексеевич несколько раз упоминает шашки наряду с шахматами и костями, однако во время моего исследования шахмат, изучения миниатюр с играми, шашки найдены не были, то есть вряд ли было широкое их распространение (Хотя википедия утверждает что шашки появились очень давно, аж в 3-м веке).

Наряду с Виоле ле Дюком, книга отлично подойдет всем начинающим изучать Средние века. 

Различные воззрения на "продажу времени" в средние века.

Известный и неоспоримый факт, что в средние века не любили ростовщиков, особенно в раннее средневековье. Мои знания основаны в основном на исследованиях Жака ле Гоффа, вот одна из цитат, используемая им и позаимствованная из источников того времени (не дословный пересказ):
«Занимаясь ростовщичеством, человек продает время, причем не только дня, но и ночи. Тогда как день является временем света, а ночь — временем отдохновения, а свет и отдых принадлежит одному только Богу, то ростовщики не наследуют в жизни вечной ни света ни отдыха».

Однако, если мы возьмем другую профессию, к примеру винодела или производство сыра с плесенью, или столяра (сушка древесины), где большую роль играет «выдерживание» продукта и его стоимость может увеличиваться как раз от этой «выдержанности», по аналогии с современным виски или коньяком.

Не исключаю, что выдержка продукта это не только ожидание, но так же аренда помещения, увеличение расходных материалов (спирт, к примеру, улетучивается), совершение некоторых действий, но в целом это тоже в чем-то сродни продажи времени, не находите?

Еще одна параллель — аренда поля. Ведь тоже продажа времени пока кто-то будет пользоваться полем, выращивать там что-то, или пасти скот, и за это время он платит.

Так в чем же разница? Только потому что «Деньги не делают деньги», или отличие от продажи будущего и прошлого? Или разница в исключительно продажи времени пользования чем-то и деньгами? В чем же принципиальное отличие для средневекового человека?

Франческо Петрарка о Кёльне (1333г).

Из книги Яна Парандовского «Петрарка»:

В Германии Петрарку очаровал Кельн, женщины в этом городе были так красивы, что если б он не был уже рабом Лауры, то искал бы среди них свою Даму. Восхищенный красотой собора, он поклонился в нем праху трех волхвов, почтил взволнованным взором Одиннадцать тысяч дев. Жители Кельна оказались людьми более высокой культуры, чем он ожидал, и среди них нашел он друзей, которых, по его словам, еще раньше расположила к нему его слава. Вероятно, это были не немцы, ибо его слава, сплетенная из итальянских рифм, не могла еще их достичь.


( Читать дальше )

Графство Мерс или открытие белых пятен на карте.

В архиве нашего клуба есть карта Священной Римской Империи на 1400 г., составленная в 20 веке и позаимствованная из исторического атласа. Карту вы можете увидеть на нашей странице http://1400.xn--p1ai/about/time-and-region/ и на просторах Википедии в оригинале.
Вот ее часть:

Фрагмент карты Священной Римской Империи на 1400г.
Фрагмент карты империи. К западу от Рейна указаны две красные точки. Одна обозначена Mo — это город Мерс, вторая обозначена Kp — это город Кемпен.

Но на этой карте есть множество белых пятен, одно из них —  на севере кёльского курфюршества.
Читая информацию о Фридрихе фон Саарвердене (наш архиепископ с 1370 по 1414 гг) нашел информацию о графе фон Мерс и оказалось что оно (путем наложения имеющейся карты на современную) находится как раз в белом пятне, и не исключено что это белое пятно вообще целиком может оказаться графством Мерс.

Если кратко, то это графство было спорной территорией и в 1361г граф Клеве отказыается от претензий на территорию (вроде бы как), дальше в 1417 король Сигизмунд отменяет зависимость Мерса от Клеве. К нам эта информация относиться как нельзя кстати, т.к. в 1368 г. сестра архиепископа выходит замуж за Фридриха II, графа фон Мерс. 

Заметки о нашем опыте реконструкции сундука

Сразу оговорюсь — как таковой реконструкции не получилось, но был приобретен хороший опыт по работе с деревом и изучение конструирования мебели.

Размеры сундука: длина 100см, ширина и высота 50см.
Материал: мебельный щит (ель) толщиной 28мм.

Итак, вот некоторые интересный моменты, которые удалось понять при реконструкции сундука:

1. Использование современного мебельного щита вполне оправдано. В ходе изучения мы видели подобие мебельного щита на сундуках XVII века. В Государственном Историческом Музее на сундуках вполне все видно. Однако, к сожалению, как и почти любую современную доску мебельный щит ведет. Поэтому по возможности его лучше дополнительно просушить под гнетом.

2. Соединения досок на углах лучше делать «ласточкиным хвостом». Так стыки подгоняются лучше и в дальнейшем если дерево начнет гулять, то ничего не разойдется и процент щелей будет минимален. При этом если стремиться к хорошей подгонке без щелей, то лучше оставлять на стыке запас в несколько миллиметров и при соединении уже с напильником погонять, ибо неровности при спиле никто не отменял =/
Мы делали сундук без «ласточкиного хвоста». Такие варианты тоже встречаются в источниках, но с щелями тяжело бороться.

3. Соединительные шканты видны с внешней стороны (на источниках в том числе). Следовательно отверстия под них делается по уже собранной мебели. Хотя о наличии потайных шкантов мы ничего не знаем.

4. Фурнитуру следует подбирать очень внимательно. У нас была проблема, что мы решили, что сможем согнуть петли (современные стилизованные) по нашей необходимости. В итоге ровного угла не получилось =(   

5. Необходимо использовать кованые ребристые конусообразные гвозди, т.к. при забибании их концы загибаются в скобу, которая также вбивается в дерево с другой стороны (такой способ крепления весьма характерен и его можно видеть на сохранившихся сундуках в томже ГИМе). При этом важной характеристикой для гвоздей является мягкость метала, чтобы при загибании кончика гвоздя он не сломался.
Мы попробовали использовать толевые гвозди 3х40. Загиб не получился и круглая шляпка выдает стилизацию =(   

Интересные связи

Приглашаю к обсуждению и добавлению своих наблюдений об интересных связях Средневековья.
 
Итак, вот то, что удалось понять мне:
 
1. Правильно сделанная средневековая одежда удобна для фехтования. Причем я склонен предполагать, что при этом не имеет особого различия военная или гражданская одежда. В любой правильно сделанной средневековой одежде должно быть удобно фехтовать.
 
2. Защитное вооружение (доспехи) и техника боя неразрыно связаны.
 
3. Шоссы хорошо обтягивают ногу не только для красоты и эстетики, а также потому что это удобно и необходимо для верховой езды. Посмотрите современные конные бриджи — они обтягивающие =)
 
4. Всадник и конь связаны еще тем, что во время путешествия (особенно в холодное время года) конь служит дополнительным теплым спальным местом =)
 
5. Фехтование и менталитет. Об этом есть замечательная статья клуба «Хранители» — Вкратце об основных признаках серьезного боя

Ломбардский сырный суп и омлет ДПИХ. Средневековые рецепты.

На днях готовили два средневековых рецепта. Суп и яичницу.

Ломбардский сырный суп:
0,5 кг говядины,
2-3 луковицы,
2-3 моркови
50 г масла (сливочного)
1 ветка тимьяна


( Читать дальше )
  • +1
  • 09 сентября 2013, 17:22
  • Dietrich
  • 6

Заметки после посещения Государственного Исторического Музея

8 августа 2013 г. наш клуб посещал Государственный Исторический Музей. Хотелось бы оставить после этого посещения некоторые заметки, что удалось рассмотреть на представленных экспонатах по тематике нашего клуба.
Хорошо, если другие тоже оставят тут свои заметки, кто что интересного сумел увидеть и на что следует обратить внимание при следующем посещении.

Итак,

1. Рубашка XVII века
Хоть экспонат и является макетом, но выполнен он очень качественно и его обязательно нужно рассмотреть. Во-первых, шаг шва 1-2 мм (но это нас уже не удивляет). Во-вторых, соединительный шов — бельевой. В-третьих, загиб на бельевой шов составляет не более 5 мм. Все швы выполнены очень аккуратно.

2. Сундуки
Наибольший интерес в них у нас был сфокусирован на том, как держатся металлические скобы и накладки. Никаких заклепок мы не увидели ни на одном из образцов (хотя изначально такое предположение было в голове). На некоторых скобах для вида сделаны выпуклости буд-то бы торчит шляпка гвоздя, а реально там всего несколько гвоздей. Скорее всего это декор. Металические детали крепятся гвоздями, длина которых чуть больше ширины доски, в которой он сидит, а форма сделана так, что к концу гвоздь сужается (как наконечник стрелы). Тот небольшой кончик. который торчит внутри сундука аккуратно загнут и вогнан в дерево, так что его почти незаметно.

4. Бархат
Хорошо виден на фелони Патриарха и на конском седле XVII века. На фелони бархат больше похож на современный плюш с длинным ворсом, а на седле ворс короткий и бархат похож на современный (по крайней мере на узбекистанский похож, у нас есть образец).

5. Кольца на кольчуге
Почти по всем представленным экземплярам кольчуг через витрину неудается рассмотреть характеристики колец, однако на витрине №5 в 21 Зале на кольчуге явно можно рассмотреть, что клепанные кольца больше сеченых по диаметру. Разница варьируется, нет четкого размера. Причем места, где варьируется диаметр колец, не систематического характера.

Праздник средневековой культуры в г. Белгород (2013 г) топик-ссылка

Отчет с праздника средневековой культуры, организованного клубами "Хранители" и "Цитадель", в г. Белгород 2-4 мая 2013 года.

Обзор баклеров. Виды и технологии.

В связи с началом занятий по историческому фехтованию(с баклерами) решил подготовить обзорную статью(с целью дальнейшего воплощения идей в материальное).


Материалы:

Дерево + металл: Основу щита составляет деревянное полотно, собранное из досок, усиленное/(или нет) железом в виде металлических полосок разных форм и металлическим/каповым умбоном в середине. Согласно исследованию сайта www.royalarmouries.org дерево могло быть покрашено, а металл лужен, заклепки использовались латунные. Толщина досок была примерно 6-8мм(проводя параллели со скандинавскими кулачными щитами).4 баклера из Норвегии. Приблизительно 1200-1300 32-45см 
Musée Armeria Reale, Turin I половина XVМеталл: В данном случае весь щит состоит из металлической пластины, или их совокупности(набор из деталей). Поверхность могла быть выкована(ребра жесткости) для придания конструкции большей прочности.
Вот ссылка на одну находку в Англии: http://finds.org.uk/database/artefacts/record/id/485827 
Кожа + металл: Основа щита кожаная, с объемными металлическими частями.
Формы: Чаще всего баклеры были круглые, но на страницах фехтбука Ганса Тальхоффера, на миниатюрах и барельефах встречаются др. разновидности самых разнообразных форм.









Ссылки:

Анализ баклера 16 века (музейный):http://1308.no/index.php?option=com_content&view=article&id=98:vapenutrustning-i-tiden-1250-1320&catid=40:artikler&Itemid=71 
Тут подборка картинок:  https://plus.google.com/photos/101659835905503930361/albums/5792537547566285361 
 

Игральные карты с XIV века.

Изучая тему игральных карт наткнулся на интересную заметку, что «Первое упоминание о картах в Европе относится к хронике Берна в 1367г». Ну, ясное дело Википедия — это вилами по воде, но вот что удалось найти.

Карта из Богемской колоды


( Читать дальше )

Историчный выезд 12-14 июня 2010г. Клуб св. Димитрия.


Издание второе и переработанное.
Удалось православному клубу реконструкции и фехтования имени св. Димитрия Солунского, то есть нам, совершить выезд за город с установкой шатрового лагеря рядом с подворьем Данилова монастыря.
Были и веселые пирушки, на подворье о.Петр(Мещеринов) был так же нам очень рад, особенно когда мы на литургию пришли в костюмах, была и ночь у костра на шкуре, и безвкусная каша, а так же ливень и штормовой дождь, бегство на подворье в историчных одеждах и обуви, покрытые шкурами и по грязище, было и отогревание у камина на подворье… много что было, «это был ад, но так весело нам не было никогда».


( Читать дальше )

Добро пожаловать на исторический блог.

Всем привет!

Концепция форумов и блогов давно устарела, мир вступил в этап социальных сетей.
Хотя наше дело и «давних дней», но в его постижении не стоит пренебрегать современными достижениями, и именно поэтому я организовали эту социальную сеть.

«Блог»,- скажете вы. Да, это блог. Да не простой, это сеть блогов — где у каждого посетителя есть своя «страница», но так же есть и общие тематические страницы.

«А как же удобство Форумов?» спросите вы. И это здесь имеется. Более того, наличиствует гибкая система рейтинга статей, блогов, пользователей… В общем все что требуется для современного и научного подхода в деле исследования материальной(и не только) культуры средневековья.

На данной стадии блог является закрытым. Если вы сильно жаждете вступить в наши ряды — милости просим, пишите на адрес администратора сайта 1400.рф, а пока вам доступны все открытые материалы нашей социальной сети.

Magna est veritas, et praevalebit, с Богом!

Заметки по итогам семинара по средневековому военному делу в Белгороде 2018

Итак, завершился очередной традиционный майский семинар в Белгороде. Было очень много интересного и нового. В этой небольшой статье хотелось бы кратко изложить свои наблюдения по практическим особенностям некоторых проведенных семинаров и тренировок на мероприятии.

Обоз



Перво-наперво тут нужно исходить из возможностей телеги (насколько она вместительная, сколько лошадей в упряжке и т.д.). От этого зависит что можно с собой взять в обоз. Опишу здесь минимальный необходимый набор без которого будет сложно:

  1. Очень важно упаковывать все вещи в обозе. То, что может быть помещено в мешок, должно быть в него помещено, остальное (и мешок тоже) должно быть крепко связано и желательно закреплено к телеге, т.к. при неровностях и на ухабах содержимое телеги серьезно трясет, что может привести к ненужным поломкам.
  2. Для телеги обязательно нужна команда «поддержки» из пехоты для того, чтобы эту самую телегу толкать, тащить или перетаскивать через труднопроходимые участки, где лошадь вытянуть не сможет, а также придерживать на спусках, чтобы телега не опрокинулась.

  3. Необходимо иметь в обозе инвентарь для прохода сложных участков. В него входят: лопата (желательно еще и кирка), топор, пила, доски (для укладки по грязи). Не редки случаи, когда на дороге может оказаться упавшее дерево, глубокая лужа или просто размытый грязью участок дороги.
  4. У каждого должна быть фляга для воды. Одной флягой на несколько человек обходиться очень неудобно, особенно для всадников.
  5. Пехотинцам нужны удобные вместительные сухарные сумки. Еду в них лучше заранее разделить и порезать для удобства. По пути и на привале можно немного перекусить.
Также стоит отметить, что скорость передвижения обоза не очень высокая. В среднем она не больше скорости пехотинца. При этом важно, чтобы обоз не растягивался и все придерживались одной скорости.

Охота


Теперь немного о нашем участии в «охоте». Только охотились мы не на животных, а на людей, что с одной стороны упрощало задачу. По сути, «охота» заключалась в том, чтобы найти (скорее даже заметить) и догнать. Учитывая, что профессиональной охотой мы не занимаемся, то некоторые моменты могут показаться очевидными, но не для первого раза. Итак:


  1. Стоит взять с собой перчатки. Если придется пробираться через лесную чащу, то без перчаток в пылу погони можно хорошо расцарапать руки.
  2. При длительной охоте также не помешает фляга для воды и небольшой запас простой еды.

  3. Для стрелков крайне важно, чтобы тул для стрел был с крышкой, т.к. при беге по пересеченной местности можно растерять часть боезапаса.

Что касается тактики, то выводы после пробной тренировки делать пока рано. Однако стоит отметить, что при поиске «дичи» следует внимательно осматривать как низины, так и верхушки деревьев. Очень сложно заметить притаившегося человека, т.к. неопытный глаз замечает в основном только движение, пропуская фон. Кроме того, иногда срабатывала хитрость с преднамеренным запугиваем окриком, чтобы заставить спрятавшегося занервничать и пуститься в бег. 

Также очень важной во время «охоты» была тренировка взаимодействия отрядов, причем еще использовались сигналы рогом. Это позволило координировать действия различных групп, не имеющих прямой видимости. Конечно, для первого опыта использовались упрощенные варианты, но в дальнейшем их обязательно нужно развивать.

В целом семинар получился очень насыщенным. Напомню, что эта статья планировалась именно как небольшие заметки по определенным темам и многие моменты из семинара в них не вошли. Огромное спасибо устроителям мероприятия – лаборатории «Хранители», а также всем участникам.

Мужская немецкая одежда XIV столетия топик-ссылка

Интереснейшая статья о разновидностях средневековой одежды в Германском регионе. Описаны термины и различные варианты употребления.

Средневековая отопительная батарея (жаровня)

Уже достаточно давно в нашем сообществе витает мысль об обогреве шатра и в целом о средневековом варианте отопительной батареи для закрытых пространств, где костер или очаг устроить невозможно.

Проанализировав изобразительные источники и сохранившиеся экземпляры можно разделить жаровни на два основных типа: металлические и керамические. Попадаются также наборные коробки с песком, используемые для основания костра. По внешней форме встречаются следующие:

  • ящикообразный 
H. 1400, Nacimiento de San Juan, , Hermanos Serra o maestro de Cinctorres, Museo Nacional de Arte de Cataluña, Barcelona (detalle) (Imagen obtenida de Andrea Carloni)Brazier.Date 13th century Culture Spanish
  • в виде круглого таза
1425 ; 1435 ; Wien ; Österreich ; Wien ; Österreichische Nationalbibliothek ; cod. 485 ; fol. 58vMS. Bodl. 264, pt. III Title text-Li Livres du Graunt Caam.Country or nationality of origin English Date c. 1400 Folio or page no.fol. 223v
  • горшковидный
Горшок для углей(Aspot).Нидерланды.Девентер XIV-XV век
Мы решили опробовать вариант с горшком для углей, т.к. не хотелось использовать источник с открытым огнем внутри шатра и близ вещей.

Belles Heures of Jean de France, duc de Berry, 1405–1408. Herman, Paul, and Jean de Limbourg (Franco-Netherlandish, active in France by 1399–1416)1500 - 1600 materialtechnique redware type of object fire pot

Горшок был сделан специально из жаропрочной керамики нашим другом и мастером Дмитрием Поповым (Воронеж). Внутренний объем горшка 4 литра, которая приподнята на небольшой подставке, чтобы тепло не уходило в землю (на манер заварочных чайников). Отверстия только сверху.

Сразу о процессе засыпания угля. Очень важно выбрать именно тлеющий уголь, если в угле еще горит древесина, то будет сильно дымить. Из-за отсутствия отверстий сбоку и снизу кислород в горшок не поступает тем самым, не давая углям прогореть, а лишь тлеть, что увеличивает время обогрева.

первый опыт с горшком для углей
При первом использовании керамика может дать небольшую трещину, о чем предупредил мастер и заверил, что это в пределах нормы. Действительно наш горшок под треснул, но на его пригодность это никак не повлияло, что безусловно радует.

Теперь о самом обогреве. Мы засыпали 2/3 тлеющего угля из лиственных пород древесины. Горшок значительно прогрелся и отдавал тепло, как если бы это был электрический масляный обогреватель. Уголь дотлевал еще 3-4 часа сохраняя почти постоянное тепло. Дыма не было. Важно заметить, что при использовании в закрытом помещении следует предусмотреть небольшой воздуховод вверху, чтобы не угореть.

Для регулировки тепла можно применять различные породы древесины, а также кол-во угля в горшке.

Будем продолжать эксперименты с обогревом и фиксировать полученные результаты.