Немного о происхождении германцев

Выдержка из пособия "История Германии" (Бонвеч Б., Галактионов Ю.В., 2008, Том 1):

Основные сведения о германском этногенезе дает античная нарративная традиция I в. до н. э. — I в. н. э. Первое упоминание о германцах — краткий фрагмент философа Посидония из Массилии (ок. 135-50 гг. до н. э.). Сравнивая пищу кельтов, вполне нормальную с его точки зрения, Посидоний отмечает: «Германцы употребляют в пищу жареное ломтями мясо и при этом пьют молоко и неразбавленное вино». Хотя никаких сведений о локализации германцев Посидоний не приводит, специалисты считают, что он описывал какое-то южногалльское (кельтское) племя. Страбон (ок. 64 г. до н. э. — ок. 20 г. н. э.), активно использовавший данные Посидония в своей «Географии», указывает, что на востоке, за Рейном, живут германцы, отличающиеся от кельтов не столько нравом и образом жизни, сколько большей дикостью, высоким ростом, более светлым цветом волос. Поэтому, замечает античный географ, римляне назвали их «германцами», как бы желая указать, что это «истинные» галлы. Ведь слово germani на языке римлян означает «подлинные».
 
Цезарь, современник Страбона, был первым из античных авторов, который настаивал на полном отличии кельтов (галлов) от германцев.
Однако Цезарь не привел никаких сведений о германском этногенезе. Географически для Цезаря Германия — это зарейнская область, на которой проживали 16 известных ему племен. Полководец приводит даже иерархию германского племенного мира, во главе которой он расположил свевов — самый многочисленный и могущественный этнос Германии. Первую в античной этногеографии классификацию, не зависящую от мифологии германских племен, дал Плиний Старший (23-79 гг. н. э.): 1) вандилии, частью состоящие из бургундионов, варинов, харинов, гутонов; 2) ингвеоны (кимвры, тевтоны, хавки); 3) иствеоны (сикамбры), ближе всех живущие к Рейну; 4) гермионы, проживающие внутри страны (свевы, гермундуры, хатты, херуски); 5) певкины и бастарны, граничащие с даками. Вне его классификации остались уже давно известные римлянам проживающие на территории провинции Белгика неметы, трибоны, вангионы, ряд племен устья Рейна (батавы, фризы и т.д.), убии, на земле которых римляне возведи один из важнейших центров рейнского левобережья — Colonia Agrippinesis (современный Кёльн).
 
Наиболее полно историко-этнографическую линию продолжил Тацит, посвятивший этой теме специальное сочинение «О происхождении и местожительстве германцев» (98 г.). Тацит первым точно очерчивает современное ему территориальное пространство Германии: к северу — от Рейна и Дуная до берегов Балтийского и Северного морей, на восток — от устья Рейна до Карпат. На основании древнегерманского фольклора он приводит германскую этногонию: Земля (Тегга) — Туистон (Tuisto) — Манн (Mannus). От трех сыновей Манна произошли три группы: ингевоны (Ingaevones), обитающие на севере; герминоны (Herminones), живущие внутри страны; истевоны (Istaevones) — все остальные. Согласно более древним преданиям, у Туистона было больше сыновей, давших начало племенам марсов, гамбривиев, свевов, вандилов. Тацитом делается однозначный вывод: «Германцы являются коренными жителями, совсем не смешанными с другими народами». Опираясь на эмпирический опыт прочих своих современников, Тацит объясняет антропологическую чистоту германцев отсутствием смешанных браков с соседними народами. В отличие от Страбона, Тацит утверждает, что совсем недавно возникший этноним «германцы» кельтского, а не римского происхождения: так галлы назвали пришельцев из-за Рейна, племя тунгров. Из страха перед завоевателями галлы впредь стали именовать германцами все зарейнское население, которое приняло это имя.

Начиная с Цезаря, этноним «германцы» прочно входит в терминологический оборот античной историографии, географии и этнографии. Античные авторы отмечали общие для всех германцев этнические черты: свободолюбие, свирепые нравы, светлые волосы и голубые глаза, легкость в смене места жительства, постоянные войны с соседями, перемежающиеся союзами с изъявлением покорности более сильным. Германцы стали рассматриваться в качестве такого же целого, как и греки, кельты, римляне. Речь идет, однако, о единстве скорее политическом, чем об этническом, поскольку Цезарь, Плиний, Тацит перечисляют наименования десятков отдельных племен, фиксируя отличия их обычаев и учреждений друг от друга. В надгробных надписях особого корпуса германских телохранителей императоров I в. н. э. всегда особо подчеркивается племенное происхождение гвардейца: убий, фриз или даже так: Валент, германец, батав по племени. Подобная самоидентификация позволяет говорить о том, что термин «германцы» отражает не единую этническую реальность, а восходящую к римлянам ученую и политическую конструкцию. В 59 г. до н.э. римский сенат именует главу свевско-гарудского племенного союза Ариовиста rex Germanorum даровав ему титул «правителя и друга», то есть политического союзника Рима. В I в. н.э., особенно после войн в приэльбском пространстве, не давших римлянам желаемых результатов, быть германцем становится почетно: например, треверы и нервии на галльском левобережье Рейна кичились перед соседями своим германским происхождением.

«Народы рождаются из языков, а не языки из народов», — утверждал знаменитый энциклопедист Исидор Севильский в своей «Этимологии». Согласно школе Гримма, у группы племен, обитавших на североморском и балтийском побережьях (от нижнего течения Везера до Вислы) в Ютландии, Шлезвиге, на юге Скандинавии около 500 г. до н.э. произошло «первое смещение согласных», отделившее их в языковом отношении от «вендов» (балты, славяне) и от «велшей» (кельты, римляне). Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что выделение прагерманцев из индоевропейского субстрата окончательно завершилось только к середине I тысячелетия до н. э. При этом процесс «огерманивания» продолжался еще достаточно долго, вплоть до позднего Средневековья. Пропагандируемое нацистами в 20-40-е гг. XX в. «арийское», т. е. индо-иранское происхождение немцев не более чем научный миф.

"Трудно быть Богом" Алексея Германа или апология Средневековья.


Вскоре на экраны нашей необьятной родины выйдет картина Алексея Германа «Трудно быть Богом», снятая по мотивам братьев Стругацких.
Эта книга в свое время мне очень понравилась, Стругацких я люблю и новость о выходящей картине (тем паче что она так долго и тщательно (14 лет) снималась) воспринял радостно.

Первые нотки тревоги послышались когда я увидел промо-ролик несколько месяцев назад. В набат ударило когда я прочел сегодняшнюю статью в «METRO» про выходящий фильм.

Даже не знаю с чего начать…   да… это фантастика, да, личное видение режиссера, но ведь в ТАКОМ ВИДЕ они представляют мое любимое Средневековье, которому и так досталось «по уши» от современного кинематографа!


( Читать дальше )

Рецензия на книгу "Многоликое средневековье" Иванова Константина Алексеевича.


На днях закончил читать еще одну замечательную книгу, написанную на рубеже XIX-XX веков нашим соотечественником, Константином Алексеевичем Ивановым.

Автор удивительно живо и полно, с деталями и примерами из современников рисует образ средневековья. А именно города, замка и деревни. Изначально нанося крупные мазки, создавая общее представление о том времени в общем, далее автор делает уточняющие штрихи, рассказывая о той или иной особенности времени, или обрисовывая определенный класс людей.

Я бы посоветовал книгу всем начинающим увлекаться медиевистикой (изучением средних веков), так как, повторюсь, автору на мой взгляд удалось достаточно точно передать образ того времени (стараясь придерживаться XIII века, но далеко и часто выходя за его рамки), но при этом она написана легким языком и читается на одном дыхании.

Иванов приводит интересные факты из жизни города/деревни/замка, причем много говорится о Германии, в отличии от распространенного исследования Франции в русскоязычных изданиях. Приводятся хоть и не исчерпывающие какую-то тему данные, но красочно обрамляющие знания о той или иной области жизни. Так же очень занимательны истории «того времени», которые Егор Павлов использовал недавно на XI историческом семинаре, рассказывая о крестьянстве в священной римской империи в средние века.

В темах которых я чуть лучше разбираюсь (к примеру средневековые игры) мне удалось найти неточности, к примеру Константин Алексеевич несколько раз упоминает шашки наряду с шахматами и костями, однако во время моего исследования шахмат, изучения миниатюр с играми, шашки найдены не были, то есть вряд ли было широкое их распространение (Хотя википедия утверждает что шашки появились очень давно, аж в 3-м веке).

Наряду с Виоле ле Дюком, книга отлично подойдет всем начинающим изучать Средние века. 

Рецензия на книгу "Воинские традиции швейцарского средневековья."

 Недавно прочитал описываемую книгу.
Для начала скажу что это откровенный успех отечественного книгоиздания. Качественная печать, обилие первоисточников в переводе, вырезки миниатюр из манускриптов, фотографии из музеев.

Хотя лично для меня была взят достаточно обширный временной отрезок, тем более не так интересующего меня георгафического положения, книга была прочитана «на одном дыхании» и с большим интересом. Она будет интересна изучающим германские регионы империи, так как швейцарцы причисляли себя к этой области и многие термины указанные в книге являются немецкими. (В отличии от повального использования французско-английских терминов).

В начале книги очень живым языком описывается история создания и развития швейцарской конфедерации, далее достаточно интересно рассказывается про вооружение, быт и пр. «мелочи» жизни конфедератов. В самом конце, в приложениях, даны переводы нескольких письменных источников, описывающих несколько вооруженных конфликтов и выкройки(!?) одежды.


( Читать дальше )

Заметки о нашем опыте реконструкции сундука

Сразу оговорюсь — как таковой реконструкции не получилось, но был приобретен хороший опыт по работе с деревом и изучение конструирования мебели.

Размеры сундука: длина 100см, ширина и высота 50см.
Материал: мебельный щит (ель) толщиной 28мм.

Итак, вот некоторые интересный моменты, которые удалось понять при реконструкции сундука:

1. Использование современного мебельного щита вполне оправдано. В ходе изучения мы видели подобие мебельного щита на сундуках XVII века. В Государственном Историческом Музее на сундуках вполне все видно. Однако, к сожалению, как и почти любую современную доску мебельный щит ведет. Поэтому по возможности его лучше дополнительно просушить под гнетом.

2. Соединения досок на углах лучше делать «ласточкиным хвостом». Так стыки подгоняются лучше и в дальнейшем если дерево начнет гулять, то ничего не разойдется и процент щелей будет минимален. При этом если стремиться к хорошей подгонке без щелей, то лучше оставлять на стыке запас в несколько миллиметров и при соединении уже с напильником погонять, ибо неровности при спиле никто не отменял =/
Мы делали сундук без «ласточкиного хвоста». Такие варианты тоже встречаются в источниках, но с щелями тяжело бороться.

3. Соединительные шканты видны с внешней стороны (на источниках в том числе). Следовательно отверстия под них делается по уже собранной мебели. Хотя о наличии потайных шкантов мы ничего не знаем.

4. Фурнитуру следует подбирать очень внимательно. У нас была проблема, что мы решили, что сможем согнуть петли (современные стилизованные) по нашей необходимости. В итоге ровного угла не получилось =(   

5. Необходимо использовать кованые ребристые конусообразные гвозди, т.к. при забибании их концы загибаются в скобу, которая также вбивается в дерево с другой стороны (такой способ крепления весьма характерен и его можно видеть на сохранившихся сундуках в томже ГИМе). При этом важной характеристикой для гвоздей является мягкость метала, чтобы при загибании кончика гвоздя он не сломался.
Мы попробовали использовать толевые гвозди 3х40. Загиб не получился и круглая шляпка выдает стилизацию =(   

Интересные связи

Приглашаю к обсуждению и добавлению своих наблюдений об интересных связях Средневековья.
 
Итак, вот то, что удалось понять мне:
 
1. Правильно сделанная средневековая одежда удобна для фехтования. Причем я склонен предполагать, что при этом не имеет особого различия военная или гражданская одежда. В любой правильно сделанной средневековой одежде должно быть удобно фехтовать.
 
2. Защитное вооружение (доспехи) и техника боя неразрыно связаны.
 
3. Шоссы хорошо обтягивают ногу не только для красоты и эстетики, а также потому что это удобно и необходимо для верховой езды. Посмотрите современные конные бриджи — они обтягивающие =)
 
4. Всадник и конь связаны еще тем, что во время путешествия (особенно в холодное время года) конь служит дополнительным теплым спальным местом =)
 
5. Фехтование и менталитет. Об этом есть замечательная статья клуба «Хранители» — Вкратце об основных признаках серьезного боя

Обзор баклеров. Виды и технологии.

В связи с началом занятий по историческому фехтованию(с баклерами) решил подготовить обзорную статью(с целью дальнейшего воплощения идей в материальное).


Материалы:

Дерево + металл: Основу щита составляет деревянное полотно, собранное из досок, усиленное/(или нет) железом в виде металлических полосок разных форм и металлическим/каповым умбоном в середине. Согласно исследованию сайта www.royalarmouries.org дерево могло быть покрашено, а металл лужен, заклепки использовались латунные. Толщина досок была примерно 6-8мм(проводя параллели со скандинавскими кулачными щитами).4 баклера из Норвегии. Приблизительно 1200-1300 32-45см 
Musée Armeria Reale, Turin I половина XVМеталл: В данном случае весь щит состоит из металлической пластины, или их совокупности(набор из деталей). Поверхность могла быть выкована(ребра жесткости) для придания конструкции большей прочности.
Вот ссылка на одну находку в Англии: http://finds.org.uk/database/artefacts/record/id/485827 
Кожа + металл: Основа щита кожаная, с объемными металлическими частями.
Формы: Чаще всего баклеры были круглые, но на страницах фехтбука Ганса Тальхоффера, на миниатюрах и барельефах встречаются др. разновидности самых разнообразных форм.









Ссылки:

Анализ баклера 16 века (музейный):http://1308.no/index.php?option=com_content&view=article&id=98:vapenutrustning-i-tiden-1250-1320&catid=40:artikler&Itemid=71 
Тут подборка картинок:  https://plus.google.com/photos/101659835905503930361/albums/5792537547566285361 
 

Добро пожаловать на исторический блог.

Всем привет!

Концепция форумов и блогов давно устарела, мир вступил в этап социальных сетей.
Хотя наше дело и «давних дней», но в его постижении не стоит пренебрегать современными достижениями, и именно поэтому я организовали эту социальную сеть.

«Блог»,- скажете вы. Да, это блог. Да не простой, это сеть блогов — где у каждого посетителя есть своя «страница», но так же есть и общие тематические страницы.

«А как же удобство Форумов?» спросите вы. И это здесь имеется. Более того, наличиствует гибкая система рейтинга статей, блогов, пользователей… В общем все что требуется для современного и научного подхода в деле исследования материальной(и не только) культуры средневековья.

На данной стадии блог является закрытым. Если вы сильно жаждете вступить в наши ряды — милости просим, пишите на адрес администратора сайта 1400.рф, а пока вам доступны все открытые материалы нашей социальной сети.

Magna est veritas, et praevalebit, с Богом!