Рецензия на книгу "Воинские традиции швейцарского средневековья."

 Недавно прочитал описываемую книгу.
Для начала скажу что это откровенный успех отечественного книгоиздания. Качественная печать, обилие первоисточников в переводе, вырезки миниатюр из манускриптов, фотографии из музеев.

Хотя лично для меня была взят достаточно обширный временной отрезок, тем более не так интересующего меня георгафического положения, книга была прочитана «на одном дыхании» и с большим интересом. Она будет интересна изучающим германские регионы империи, так как швейцарцы причисляли себя к этой области и многие термины указанные в книге являются немецкими. (В отличии от повального использования французско-английских терминов).

В начале книги очень живым языком описывается история создания и развития швейцарской конфедерации, далее достаточно интересно рассказывается про вооружение, быт и пр. «мелочи» жизни конфедератов. В самом конце, в приложениях, даны переводы нескольких письменных источников, описывающих несколько вооруженных конфликтов и выкройки(!?) одежды.


( Читать дальше )

Франческо Петрарка о Кёльне (1333г).

Из книги Яна Парандовского «Петрарка»:

В Германии Петрарку очаровал Кельн, женщины в этом городе были так красивы, что если б он не был уже рабом Лауры, то искал бы среди них свою Даму. Восхищенный красотой собора, он поклонился в нем праху трех волхвов, почтил взволнованным взором Одиннадцать тысяч дев. Жители Кельна оказались людьми более высокой культуры, чем он ожидал, и среди них нашел он друзей, которых, по его словам, еще раньше расположила к нему его слава. Вероятно, это были не немцы, ибо его слава, сплетенная из итальянских рифм, не могла еще их достичь.


( Читать дальше )

Графство Мерс или открытие белых пятен на карте.

В архиве нашего клуба есть карта Священной Римской Империи на 1400 г., составленная в 20 веке и позаимствованная из исторического атласа. Карту вы можете увидеть на нашей странице http://1400.xn--p1ai/about/time-and-region/ и на просторах Википедии в оригинале.
Вот ее часть:

Фрагмент карты Священной Римской Империи на 1400г.
Фрагмент карты империи. К западу от Рейна указаны две красные точки. Одна обозначена Mo — это город Мерс, вторая обозначена Kp — это город Кемпен.

Но на этой карте есть множество белых пятен, одно из них —  на севере кёльского курфюршества.
Читая информацию о Фридрихе фон Саарвердене (наш архиепископ с 1370 по 1414 гг) нашел информацию о графе фон Мерс и оказалось что оно (путем наложения имеющейся карты на современную) находится как раз в белом пятне, и не исключено что это белое пятно вообще целиком может оказаться графством Мерс.

Если кратко, то это графство было спорной территорией и в 1361г граф Клеве отказыается от претензий на территорию (вроде бы как), дальше в 1417 король Сигизмунд отменяет зависимость Мерса от Клеве. К нам эта информация относиться как нельзя кстати, т.к. в 1368 г. сестра архиепископа выходит замуж за Фридриха II, графа фон Мерс. 

Заметки о нашем опыте реконструкции сундука

Сразу оговорюсь — как таковой реконструкции не получилось, но был приобретен хороший опыт по работе с деревом и изучение конструирования мебели.

Размеры сундука: длина 100см, ширина и высота 50см.
Материал: мебельный щит (ель) толщиной 28мм.

Итак, вот некоторые интересный моменты, которые удалось понять при реконструкции сундука:

1. Использование современного мебельного щита вполне оправдано. В ходе изучения мы видели подобие мебельного щита на сундуках XVII века. В Государственном Историческом Музее на сундуках вполне все видно. Однако, к сожалению, как и почти любую современную доску мебельный щит ведет. Поэтому по возможности его лучше дополнительно просушить под гнетом.

2. Соединения досок на углах лучше делать «ласточкиным хвостом». Так стыки подгоняются лучше и в дальнейшем если дерево начнет гулять, то ничего не разойдется и процент щелей будет минимален. При этом если стремиться к хорошей подгонке без щелей, то лучше оставлять на стыке запас в несколько миллиметров и при соединении уже с напильником погонять, ибо неровности при спиле никто не отменял =/
Мы делали сундук без «ласточкиного хвоста». Такие варианты тоже встречаются в источниках, но с щелями тяжело бороться.

3. Соединительные шканты видны с внешней стороны (на источниках в том числе). Следовательно отверстия под них делается по уже собранной мебели. Хотя о наличии потайных шкантов мы ничего не знаем.

4. Фурнитуру следует подбирать очень внимательно. У нас была проблема, что мы решили, что сможем согнуть петли (современные стилизованные) по нашей необходимости. В итоге ровного угла не получилось =(   

5. Необходимо использовать кованые ребристые конусообразные гвозди, т.к. при забибании их концы загибаются в скобу, которая также вбивается в дерево с другой стороны (такой способ крепления весьма характерен и его можно видеть на сохранившихся сундуках в томже ГИМе). При этом важной характеристикой для гвоздей является мягкость метала, чтобы при загибании кончика гвоздя он не сломался.
Мы попробовали использовать толевые гвозди 3х40. Загиб не получился и круглая шляпка выдает стилизацию =(   

Латунные детали доспеха. Латунирование.

 ломбард

 
Недавно обсуждали вопрос желтых (латунных/золотых/?) деталей на доспехах, что и повлекло к моим дальнейшим размышлениям. Как это делали тогда — расскажу варианты, также как сделать похожее сейчас — подскажу идеи.



( Читать дальше )
  • 0
  • 25 сентября 2013, 16:31
  • Dietrich
  • 1

Ломбардский сырный суп и омлет ДПИХ. Средневековые рецепты.

На днях готовили два средневековых рецепта. Суп и яичницу.

Ломбардский сырный суп:
0,5 кг говядины,
2-3 луковицы,
2-3 моркови
50 г масла (сливочного)
1 ветка тимьяна


( Читать дальше )
  • +1
  • 09 сентября 2013, 17:22
  • Dietrich
  • 6

Выжимка о немецкой литературе XIV-XV.

Выжимка из книги Пуришев Б. И. Литература Позднего Средневековья. XIV и XV вв.: [Немецкая литература] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т.
Т. 3. — 1985. — С. 174—177.
http://feb-web.ru/feb/ivl/vl3/vl3-1743.htm 

Тирольский рыцарь Освальд фон Волькенштейн (1377—1445), последний миннезингер.
«Автор многочисленных песен, в которых он, отходя от куртуазных канонов, охотно обращался к повседневной реальной жизни. Его угнетало нравственное падение немецкого рыцарства, давно забывшего о том, что такое честь и благородство.»


( Читать дальше )

Сравнение зарплат в XIV в и сегодня.




Читая книги Жака ле Гоффа(Средневековье и деньги)  и Питера Спаффорда (Money and its use in Medieval Europe) о деньгах в Средние века. было интересно провести анализ зарплат и курса золота к серебру относительно современности (2013г).
 

( Читать дальше )

Рыцарский пояс 14 века (клуб "Хранители") топик-ссылка

"Эта статья посвящена рыцарскому поясу (rittergurtel, dupsing), очень интересному аксессуару, чрезвычайно популярному у знати 14 столетия."

Обзор баклеров. Виды и технологии.

В связи с началом занятий по историческому фехтованию(с баклерами) решил подготовить обзорную статью(с целью дальнейшего воплощения идей в материальное).


Материалы:

Дерево + металл: Основу щита составляет деревянное полотно, собранное из досок, усиленное/(или нет) железом в виде металлических полосок разных форм и металлическим/каповым умбоном в середине. Согласно исследованию сайта www.royalarmouries.org дерево могло быть покрашено, а металл лужен, заклепки использовались латунные. Толщина досок была примерно 6-8мм(проводя параллели со скандинавскими кулачными щитами).4 баклера из Норвегии. Приблизительно 1200-1300 32-45см 
Musée Armeria Reale, Turin I половина XVМеталл: В данном случае весь щит состоит из металлической пластины, или их совокупности(набор из деталей). Поверхность могла быть выкована(ребра жесткости) для придания конструкции большей прочности.
Вот ссылка на одну находку в Англии: http://finds.org.uk/database/artefacts/record/id/485827 
Кожа + металл: Основа щита кожаная, с объемными металлическими частями.
Формы: Чаще всего баклеры были круглые, но на страницах фехтбука Ганса Тальхоффера, на миниатюрах и барельефах встречаются др. разновидности самых разнообразных форм.









Ссылки:

Анализ баклера 16 века (музейный):http://1308.no/index.php?option=com_content&view=article&id=98:vapenutrustning-i-tiden-1250-1320&catid=40:artikler&Itemid=71 
Тут подборка картинок:  https://plus.google.com/photos/101659835905503930361/albums/5792537547566285361