Латунные детали доспеха. Латунирование.

 ломбард

 
Недавно обсуждали вопрос желтых (латунных/золотых/?) деталей на доспехах, что и повлекло к моим дальнейшим размышлениям. Как это делали тогда — расскажу варианты, также как сделать похожее сейчас — подскажу идеи.



Стоит отметить, что в большинстве случаев желтые детали доспехов скорее всего покрыты не золотом, а чем-то более дешевым. В пример приведу один музейный артефакт — перстень Папы Римского. Он был из латуни и всего лишь покрыт золотом, но не сделан из него целиком( а это какой атрибут важный, но миниатюрный, да еще церковного Иерарха!). Кстати, вот он:


http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/1989.79


Основная идея, что делать какие-то детали сразу из латуни не хорошо, т.к. она заметно слабее железа\стали, т.е. просто опасно, особенно если эта металлическая деталь несет основную защитную функцию, а не усиливает железо. 

Для справки, латунь — это, в основном, сплав меди (более 60%) с цинком. Но могут быть и примеси из свинца, никеля и пр. По статистическим данным анализа Новгородских находок (http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/81.htm Н. В. Ениосова, Р. А. Митоян, Т. Г. Сарачева, «Латуни среднвекового Новгорода»), латунь получалась путем плавления меди и каламина(минарал, содержащий цинк). В итоге медь «насыщалась» парами цинка и получался плав — латунь.

Из приведенной выше статьи мы получаем статистические данные о составе сплавов латуней (цинк до 28%), и чем выше его содержание — тем качественнее  и дороже сплав, так как при дальнейшей переплавке «теряется от 1 до 10% цинка», что ведет к ухудшению сплава.

Есть мысли, что в Средневековье желтые делали могли получаться следующим образом:

1. Просто латунные накладки. Думаю объяснять ничего не нужно.
2. Золочение. Дорого и по известным автору технологиям того времени достаточно опасно. Использовалось амальгамирование со ртутью. Мастера-золотильщики дышавшие парами ртути жили не долго. Зато покрытие получалось очень качественное и долговечное.
3. Покрытие «золотой краской». По найденным автором источникам, конкретнее в книге Вендалена Бёхайма (Хранитель имперского оружейного собрания в Вене, автор знаменитой «Энциклопедии оружия») есть комментарии к рисункам, вот они:

«Рис. 220. Арабское седло, передняя и задняя луки украшены изящным лаковым узором; боковые крылья расписаны золотой краской восточным орнаментом; потник из толстого коричневого войлока. Трофей похода 1556 г., взятый у турок.»
«Рис. 224. Венгерское седло императора Максимилиана I. Седло и чепрак из красной кожи, расписаны золотой краской в восточном стиле. Нач. XVI в.» 


Современные варианты покрытия стальной детали желтым металлом (химические методы):

 Что ж, есть два варианта как покрыть стальную деталь слоем латуни. 

Вариант 1: Химическое латунирование.
Информация взята отсюда: http://www.tehnologii.net/readarticle.php?article_id=46

Химическое латунирование наиболее заманчивый вид покрытия для изготовления искусственных рыболовных приманок. Латунью можно покрывать сталь, медь и некоторые другие металлы и сплавы. Тщательно подготовленную деталь, в зависимости от того, из какого металла она изготовлена, декапируют в соответствующей кислоте (сталь — 2 мин., медь — в 15 — 20%-ном растворе серной кислоты в течение 1 мин.). Затем после промывки в горячей и холодной воде деталь подвешивают в раствор (в г/л):

Сернокислая медь — 4
Сернокислый цинк — 10
Цианистый калий — 8
Углекислый калий — 4
Едкий натр — 15

Процесс протекает при температуре 40 — 60°; скорость осаждения — 8 — 10 мкм/час. Деталь подвешивают в раствор на алюминиевой проволоке. Изменяя незначительно концентрацию сернокислой меди или сернокислого цинка, можно получить светлые (беловатые) или, наоборот, желто-красные оттенки латунного покрытия.

Сам замечу что метод имеет хотя бы тот недостаток, что нужен Цианистый Калий, который является прекурсором, т.е. его на каждом шагу каждому встречному-поперечному не продадут(хотя можно купить, я думаю), ну и он действительно очень опасен даже в сверхмалых количествах. Вполне возможно, что опытных химик сможет подобрать другой реагент для тех же целей.

 Вариант 2: Гальваническое латунирование.

Многие видели в продаже латунные листочки — цветочки.


 Так вот это то и есть. Простыми словами, настоящие листики и цветочки покрываются слоем латуни и получается украшение. Той же методой можно покрыть часть доспехов.
В интернете приводятся разные рецепты электролитов и составы анодов, но так как я лично ничего этого не пробовал. приводить что-то конкретное не буду.

Вот большая библиотека книг по гальванике: http://www.galvanicrus.ru/lit/books.php
  • 0
  • 25 сентября 2013, 16:31
  • Dietrich

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Вот эта статья из книги К. Блэр «Рыцарские доспехи Европы» может немного прояснить происхождение желтых деталей
www.nnre.ru/istorija/rycarskie_dospehi_evropy/p9.php
avatar

Gottfried

  • 26 сентября 2013, 14:46

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.