Выжимка о немецкой литературе XIV-XV.

Выжимка из книги Пуришев Б. И. Литература Позднего Средневековья. XIV и XV вв.: [Немецкая литература] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т.
Т. 3. — 1985. — С. 174—177.
http://feb-web.ru/feb/ivl/vl3/vl3-1743.htm 

Тирольский рыцарь Освальд фон Волькенштейн (1377—1445), последний миннезингер.
«Автор многочисленных песен, в которых он, отходя от куртуазных канонов, охотно обращался к повседневной реальной жизни. Его угнетало нравственное падение немецкого рыцарства, давно забывшего о том, что такое честь и благородство.»

Гуго Тримбергский (ок. 1235—1313), школьный учитель, уроженца Франконии.
Поэма (ок. 25 тыс. стихов) «Скакун» (ок. 1300).
«Построенная как проповедь, обращенная к семи смертным грехам, поэма развертывает широкую картину современных нравов. Начиная с греха высокомерия, она осуждает недостойную жизнь феодалов, погрязших в различных пороках, наполняющих Германию смутами и раздорами. По мнению поэта, нет истинного благородства вне добродетели. И худо поступают большие господа, угнетающие простых людей. Бросает поэт также обвинения католическому клиру, который подлинному благочестию предпочитает мирскую суету и широко практикует симонию, порожденную недостойной алчностью. Поэта тревожит разгул алчности, изгоняющий из мира доброту, дружбу и любовь к богу. Однако, осуждая корыстолюбие и связанные с ним пороки, Гуго Тримбергский вовсе не утверждает нищету в качестве идеальной нормы. Как истинный бюргер, он дорожит правом собственности и только призывает людей во всем соблюдать «меру». В свою книгу Гуго вплетает многочисленные рифмованные поучения, басни, моральные аллегории, притчи и шванки, в которых с большим количеством реалистических деталей живо отражена жизнь средневековой Германии.»
 
Генрих Тейхнер из Австрии (ок. 1300—1377), бюргер.
Обличал пороки больших господ, причинявших великий вред беднякам («О знатных господах»), а также греховную жизнь клириков («О попах», «Монастырские нравы»), касался вопросов морали, религии, быта, проявляя при этом большую наблюдательность и знание народной жизни.
 
Бернский клирик Ульрих Бонер.
Книга басен «Самоцвет» (ок. 1350). Широко используя различные иноземные и местные источники, поэт предлагает вниманию читателей крупицы мудрости, драгоценные для разумных людей, не похожих на того петуха из басни, который пренебрег чудесным самоцветом, найденным им в навозной куче («Петух, нашедший самоцвет»). Басни Бонера пользовались огромной популярностью. Мы находим их среди первопечатных книг (1461).
 
Генрих из Мюгельна (ум. после 1371 г.).
Знаниям и добродетелям была посвящена поэма «Венец Девы».
 
Конрад из Амменхаузена, сельский пастор из Северной Швейцарии.
«Книга о шахматах» (окончена в 1337 г.), вероятно одна из переработок книги о шахматах Якоппо де Чисолли.
Шахматные фигуры обозначают в поэме сословную иерархию феодального мира. На верхних ступенях располагаются король, королева, блюстители правосудия (слоны), рыцари (кони) и ландфогты (туры), а нижние ступени занимают бюргеры и крестьяне (пешки). Подходя ко всем с высокими нравственными требованиями, поэт не щадит сильных мира сего. Его, как и других моралистов, удручает торжество корыстолюбия, попирающего справедливость и закон. Разбойниками стали рыцари, нагло обирающие крестьян, «как это можно видеть ежедневно». А к трудовому люду Конрад относится с большим уважением. Он хорошо знает жизнь поселян и ремесленников, знает, какую пользу приносят они обществу. Впрочем, и об их недостатках он говорит нужные слова. Успеху книги содействуют многочисленные «примеры», состоящие из притч, исторических анекдотов, библейских и средневековых легенд, рассказов о событиях недавнего прошлого, вплетенные в поэму.
 
«Сети дьявола» (видимо, 1414—1418), неизвестного автора, жившего возле Боденского озера. 
 
«Поп Амис», Штрикера, книга наполненная «шванками» — простыми рассказами, появившимися в противовес рыцарскому эпосу.
 
Австрийский поэт Филипп Франкфуртер в конце XIV или в начале XV в.
«Историю священника из Каленберга», в которой вновь вывел пронырливого клирика, совершающего не без пользы для себя всяческие проделки. Иные озорные выходки каленбергского попа не могли не умалять авторитета католического духовенства, и без того сильно подорванного в Германии. Так, герой книги топил печь деревянными статуями святых, на пасху нацепил на шест вместо хоругви свои штаны, в полном церковном облачении пас деревенский скот.
  • 0
  • 22 августа 2013, 11:35
  • Dietrich

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Информация интересная, однако примечания автора здесь весьма однобоки. Особенно что касается дворянского сословия. Вообще к советским изданиям на тему феодализма нужно очень осторожно относиться. Я на этом собаку съел =(

Опять таки же, если почитать рассказ «Разбойники» У. Гуттена и некоторые исторические хроники, то рыцарей никак нельзя назвать разбойниками и узурпаторами.
avatar

Gottfried

  • 22 августа 2013, 13:01
+
0
Наткнулся на интересную справку по немецкой литературе http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-1883.htm
Надеюсь будет полезна. К сожалению не могу вставить выжимку от туда, т.к. блог запрещает комментарии более чем в 3000 символов =/
avatar

Gottfried

  • 22 сентября 2013, 12:28
+
+1
Гартман фон Ауэ — Бедный Генрих (около 1200 г.)

Стихотворная повесть швабского поэта. Хорошо раскрывается тема зависимости крестьян от своего феодала. «Новый господин — новые законы». 
avatar

Gottfried

  • 23 октября 2013, 15:37
+
0
Имеется в нашем архиве?
avatar

Dietrich

  • 23 октября 2013, 16:59
+
0
Конечно =) «Библиотека\Источники\Тексты»
avatar

Gottfried

  • 23 октября 2013, 17:26

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.