"Трудно быть Богом" Алексея Германа или апология Средневековья.


Вскоре на экраны нашей необьятной родины выйдет картина Алексея Германа «Трудно быть Богом», снятая по мотивам братьев Стругацких.
Эта книга в свое время мне очень понравилась, Стругацких я люблю и новость о выходящей картине (тем паче что она так долго и тщательно (14 лет) снималась) воспринял радостно.

Первые нотки тревоги послышались когда я увидел промо-ролик несколько месяцев назад. В набат ударило когда я прочел сегодняшнюю статью в «METRO» про выходящий фильм.

Даже не знаю с чего начать…   да… это фантастика, да, личное видение режиссера, но ведь в ТАКОМ ВИДЕ они представляют мое любимое Средневековье, которому и так досталось «по уши» от современного кинематографа!


Цитата из газеты: "… о землянах будущего, которые как Боги посланы на дремучую планету Арканар, чтобы привести людей к Возрождению, в руках признанного мастера Германа превратились в трехчасовую черно-белую хронику средневекового беспросвета. Грязь, поминутные испражнения, грязь, дети развлекающиеся с мертвецами на висилеце, грязь, крупным планом кишки, выпадающие из трупа, орудия для казней в виде смертоносного фаллоса, грязь...". На вопрос «почему так много грязи», «Алешечкаа тогда говорил „А ты знаешь, что в Париже того времени по улицам с обеих сторон канализационные стоки реками плыли? Это нужно будет показать.“».

Это же ужас! То есть Герман снимал фантастику, но за основу он брал некое «среднестатистическое» (а как еще понять «того времени»? XIV от XV сильно отличаются, это могу говорить как человек изучающий эти века, при том что Средневековье, со слов Наталии Басовской, «растянулось на 1000 лет, с V по XV века») Средневековье и получил «это». Почему-то Толкиен тоже брал за основу своих языков средневековые языки, только почему-то у него из под пера вышел эпический, сказочный (в добром смысле), величественный «Хоббит» и «Властелин колец».



Да, в городах было «грязненько», помои(грязную воду) могли вылить из окна прямо на мостовую, но нам-то предлагают картину всеобщей убранизации, при том что у повального большинства населения безостановочно «прорывает днище». Или как еще можно силами Парижа заставить все «канализационные стоки» всех улиц «плыть реками». То есть по мнению Германа, 1000 лет население Парижа и всех средневековых городов страдало невыносимой диареей. В такой парадигме не сложно догадаться об основной деятельности горожан. Это даже новое объяснение, почему рыцари к ним так плохо относились.

Еще один антипример «грязного Средневековья»\«светлого настоящего» вот: «В этом смысле особняком стоит Париж. Такого, я извиняюсь, зас… го города я не видел. Уж на что внимательно смотрел под ноги, но пару раз лично вляпался. Сам видел человека, мочащегося на Эйфелевой башне. В метро устойчивый запах мочи, хотя городских туалетов полно. На газон не то что выйти, смотреть страшно. Лестница на Монмартре завалена битым стеклом, бумагой и прочей дрянью. Уборка города заключается в том, что пускают ручей вдоль тротуара, в надежде, что он что-то там смоет.» Это пишет современник! http://www.ginzburgi.ru/put/euro1txt.htm

Знаете, жить в го**е невозможно ни сейчас, ни тогда. Это научный факт, кричащий из хроник, что забрасывать замок или город бочками с нечистотами — это средневековый вид массового оружия. В одних случаях «нестерпимая и невыносимая вонь стоявшая в замке заставила прячущихся там разбойников сдаться на пользу осаждающим, после чего их всех повесили», в других случаях защитники имели большие запасы извести и тут же засыпали прилетевшую порцию. По логика режиссера если в городе и свое, значит можно и нормально...

Про «смертоносный фаллос»…   Даже в современных «музеях» пыток я такого не видел. Тем более в источниках того времени. Арон Гуревич в книге «Индивид и социум на средневековом западе» предостерегает соверменных исследователей от применения современных знаний в психологии к личностям Средневековья. А вот тут, мне кажется, самое время обратиться к дедушке Фрейду...



Каждое произведение автора несет в себе заряд эмоций и настроение ее создателя. Фотография, картина, особенно музыка. Конечно же фильмы. Как высоко воспаряет дух при чтении «Отверженных» Гюго, или прослушивании 4-х сезонов Вивальди. Когда на душе плохо, грустно или злобно, подойдут «готичные» «Dead can dance» или что-то «тяжеленькое». Какой же заряд эмоций принесет просмотр 3-х часового фильма,  «Герман <...>, чтобы добиться нужного ему выражения лиц у актеров, заставлял их считать или материться». Я вообще не люблю нецензурную брань, тот эмоциональный настрой который она несет, а фильм «пропитанный» ею, да еще эта мрачность усиленная черно-белой съемкой… Все это очень печально.

Эта статья — крик души. Крик души человека, который хотя и не долгое время, но упорно и очень любя исследует западноевропейский период времени, именуемый Средневековьем. Буквально по ниточке выуживаешь правду, факты и узнаешь сколько много стереотипов о Средних Веках и как тяжело их приходится развеевать и сколько еще работы. 
Как говорил один мною очень уважаемый исследователь «Правда о Средневековье постоянно тонет, а мы ее немного только успеваем „вытянуть“. В 19 веке был Ле Дюк — он вытягивал, потом почти никто этим не занимался, и оно снова тонуло».
Так вот мы «пытаемся вытянуть» правду о том чудесном и в чем-то светлом, хотя и своеобразном времени, а тут на голову сваливатся такая бомба. Да и не просто, а тщательно подготовляемая в течении 14 лет кропотливым трудом…

Да, фильм изначально про другое, но ведь останется осадок в умах…
  • +1
  • 23 января 2014, 12:40
  • Dietrich

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Конечно так однобоко представлять нельзя. Грязь была, но были и светлые стороны…
avatar

Roman

  • 23 января 2014, 16:13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.