Средневековые подвижные игры

#ракетка_и_волан, #шары_орехи, #волчок, #борьба_на_плечах, #перетягивание, #метание_камней, #толкание_ногой, #ударь_по_горшку, #лягушка, #кегли, #бита_и_мяч, #игра_в_шары

Описание средневековых подвижных игр, которые есть в нашем клубе, и с которыми мы проводим игротеки (по средневековым правилам).

«Ракетка и волан» (Battledore and Shuttlecock)
или «Летающая игра» (Jeu de Volant).
Средневековый бадминтон.

Игра для двоих, хотя может играть почти неограниченное число участников.

Правила игры были очень простыми: как можно дольше удерживать волан в воздухе, перекидывая (отбивая) его между игроками. «Летающая игра», как правило, была детской игрой, и в нее редко играли как в спортивное состязание, где был бы победитель или неудачник, а просто для удовольствия. Идея заключалась в подсчитывании количества раз, которые вы попали по волану, чтобы отбить и отправить его в полет по воздуху к следующему игроку. Существует запись о том, что в 1830 году семьей Сомерсет во время игры было сделано 2117 ударов по волану.

Об истории игры можно узнать на нашем сайте перейдя по ссылке…

Реконструкция игры "Ракетка и волан"

Реконструкция игры «Ракетка и волан»

 

Шары или Орехи  (Murmeln)

В эту игру можно играть даже одному, но с хорошей компаний из 4-5 человек будет гораздо интересней.

Римские дети играют в орехи (270-300 гг.). Из музея Пио-Клементино, Ватикан.

Римские дети играют в орехи (270-300 гг.). Из музея Пио-Клементино, Ватикан.

Игра в шарики была известна очень давно. Керамические, каменные и деревянные шарики были найдены при археологических раскопках в Египте, Греции и Риме. Дети в античном Риме любили играть в эту игру, часто заменяя шарики орехами, что даже имело отражение в древнеримской поэзии времен Овидия (43 г. до н.э. — 18 г. н. э.). В эпоху Средневековья игра также была популярна. Фламандский художник Питер Брегель в своей картине «Детские игры» (1560 г.) изобразил детей играющих в различные игры с шариками. И в наши дни игра не потеряла своих ценителей. Во Франции даже проходит чемпионат по игре в шарики.

Реконструкция игры в шарики клубом Кемпен

Реконструкция игры в шарики клубом Кемпен

Правила игры сильно варьировались от региона к региону, а также составление правил на месте было отнюдь не необычным. На сегодняшний день по примерным подсчетам существует около тысячи вариаций игры в шарики. Однако всегда оставалось два главных правила при игре в шарики:

  1. У каждого игрока (или команды) должны быть шарики своего цвета. Шарики могут быть керамические, каменные, деревянные, стеклянные или просто напросто можно взять орехи.
  2. Бросать шарик нужно только при помощи большого пальца, установив шарик на указательный или средний палец одной руки. При этом маха рукой быть не должно.

По меньшей мере четыре варианта были известны в Средневековье:

  • Фрагмент из картины Питера Брейгеля "Детские игры" (1560 г.)

    Фрагмент из картины Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.)

    Каждый игрок делать маленькую пирамидку из четырех своих шариков, три в качестве основы и один сверху . Игроки по очереди стреляют в эти пирамиды и забирают шарики, которые выбили из любой пирамиды.

  • Понадобится небольшая доска (до 50 см.). Игроки по очереди берут доску и ставят ее под любым углом, а затем  скатывают свои шары с доски так, чтобы совместить как можно больше шариков вместе. При этом игроки могут заранее загадать какое количество шаров окажется в куче четное или нечетное.
  • Мелом рисуется небесное созвездие подобно греческой букве дельта (т.е. рисуется треугольник). С определенного расстояния игроки по очереди бросают свои орехи в нарисованную фигуру. Побеждает тот у кого будет больше шаров внутри фигуры.
  • Фрагмент из картины Питера Брейгеля "Детские игры" (1560 г.)

    Фрагмент из картины Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.)

    В земле через равный промежуток вырываются небольшие лунки вдоль прямой. Игроки по очереди забрасывают свои шары в лунки. Причем чем дальше лунка, тем больше очков она дает игроку. Например, если вырыто четыре лунки, то попадание в ближайшую лунку принесет всего одно победное очко, тогда как попадание в самую дальнюю — четыре.

 

«Волчок» (Kreisel)

Фрагмент из манускрипта «Романе об Александре» (1338-1344 гг.)

Фрагмент из манускрипта «Романе об Александре» (1338-1344 гг.)

Можно играть одному, а можно и с друзьями.

Деревянный волчок, найденный в египетских раскопках (I-III вв. до н.э.)

Деревянный волчок, найденный в египетских раскопках (I-III вв. до н.э.)

Волчки вытачивали из дерева. Они имели форму цилиндра с коническим основанием или яйцевидную со срезанным верхом. Круговой желобок в средней части волчка обхватывали во время запуска веревкой. Вращение поддерживали, подхлестывая волчок кнутиком или треххвостой плеткой пока он не начинал плавно вертеться. Игра с волчками — излюбленная детская забава. Гоняли одновременно и два волчка, чтобы при столкновении один из них упал, а также спорили, кто дальше угонит свой волчок.

Фрагмент из картины Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.)

Фрагмент из картины Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.)

Игра известна очень давно. Одна из ранних находок деревянных волчков датируется I-III веками до нашей эры, найденный в египетских раскопках. В Европе игра была известна еще со времен Римской империи и не теряла популярности вплоть до наших дней.

 

 

Борьба на плечах

Игра для четверых или больше, но для четного числа участников.

В силовой игре соревновались пары. В каждой паре один взбирался на плечи другого, как бы оседлав его. Верхние участники состязались в борьбе между парами пока один из них не стащит противника с его «коня».

Фрагмент из манускрипта «Романе об Александре» (1338-1344 гг.)

Фрагмент из манускрипта «Романе об Александре» (1338-1344 гг.)

Изображения с этой игрой появляются в манускриптах XIII-XIV веков, хотя наверняка игра была известна еще раньше. На картине Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.) верхние мальчики ведут борьбу, держась за ремень. Также одной из разновидностей этой игры можно считать игру, изображенную в манускрипте «Романе об Александре» (1338-1344 гг.), где двое юношей размахивая руками, пытаются столкнуть друг друга со скамейки.

 

Перетягивание

Фрагмент из манускрипта "Роман об Александре" (1338-44 гг.)

Фрагмент из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344 гг.)

Фрагмент из манускрипта "The Rutland Psalter" (1260 г.)

Фрагмент из манускрипта «The Rutland Psalter» (1260 г.)

Игра для двоих.

Игроки усаживаются на землю друг напротив друга и упираются ступнями, взявшись обеими руками за палку или кольцо из толстой веревки и стараются перетянуть соперника на свою сторону или отобрать палку.

История игры прослеживается с VIII-IX вв. Она была популярна у викингов, от которых скорее всего и получила распространение в Европе, а также в восточных областях на Севере континента. Так, например, эта игра до сип пор является традиционным состязанием у якутов. В XIII-XIV вв. игра была популярна среди жителей Англии и Фландрии.

 

 

 

Метание камней

Фрагмент из манускрипта "The Luttrell Psalte" (1325-1335 гг.)

Фрагмент из манускрипта «The Luttrell Psalte» (1325-1335 гг.)

Фрагмент из манускрипта «The Rutland Psalter» (1260 г.)

Фрагмент из манускрипта «The Rutland Psalter» (1260 г.)

Игра не ограничивает количество участников.

Техника бросания увесистого камня была близка толканию ядра в современном спорте. Суть игры заключалась в том, чтобы забросить камень за отмеченную черту.

Подобные игры существовали ещё в Древней Греции и Древнем Риме. В Элладе обычно использовали круглые камни и упражнялись в дальности броска, а римляне бросали окованные железом деревянные шары на точность попадания. С XII в. эти состязания стали особенно популярны во Франции.

 

Толкание ногой

Фрагмент из манускрипта "The Rutland Psalter" (1260 г.)

Фрагмент из манускрипта «The Rutland Psalter» (1260 г.)

Игра для двоих. Была популярна в XIII-XIV веке.

Один участник состязания сидит на скамье, выставив вперед левую ногу. Он должен удержать равновесие при стремительном ударе ступни соперника, направленном в его подошву. Более того в «Романе об Александре» изображен бьющий, который наносит удар раскачавшись на качелях при помощи товарищей.

Фрагмент из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344 гг.)

Фрагмент из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344 гг.)

 

«Ударь по горшку»

В эту игру лучше играть компанией из 5-6 человек, но возможна игра и вдвоем.

Фрагмент из манускрипта «Романе об Александре» (1338-1344 гг.)

Фрагмент из манускрипта «Романе об Александре» (1338-1344 гг.)

На поле выставляется перевернутый металлический котел (или керамический сосуд), под который обычно клали какой-нибудь приз. Играющий должен был одеть свой капюшон задом наперед так, чтобы ему ничего не было видно (или ему на глаза надевалась повязка). В таком положении он должен был отыскать и ударить деревянной булавой по котлу. Вероятно, его партнер позванивал в сосуд, указывая направление, как на картине Питера Брейгеля «Детские игры», где мальчик постукивает по котелку ножом. Остальные могли наоборот уводить игрока в сторону различными криками и шумом. После удачного попадания победителю выдавали приз, лежавший под котлом.

Фрагмент из картины Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.)

Фрагмент из картины Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.)

Считается, что эта игра является предком одной из разновидности современной мексиканской игры «Piñata». Игра зародилась в Китае, а в XIV веке получила распространение в Южной Европе. В Мексику же игра попала в XVI веке. В игру особенно любили играть в первое воскресенье Великого поста. Как указывает итальянское происхождение слова, pignatta означает «глиняный горшок для приготовления пищи». Часто на праздник горшок украшали разноцветными лентами. Христианская интерпретация игры опирается на борьбу человека против искушения.  Горшок представляет собой зло, а сладости внутри — искушение. Человек с палкой и с завязанными глазами — веру. Вращение и крик окружающих представляют дезориентацию, создаваемую искушением. Когда игрок разбивает горшок, приз внутри олицетворяет награду за сохранение веры.

 

«Лягушка посредине»

В игру можно играть втроем, но веселее будет в компании из 5-6 человек, хотя количество участников на самом деле не ограничено.

Фрагмент из манускрипта "Роман об Александре" (1338-1344 гг.)

Фрагмент из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344 гг.)

Игра заключалась в следующем — несколько человек образуют круг, а один из играющих садится в его центр. Если это девушка — она садилась на низкую скамеечку. Это и есть «лягушка». Сидящий в круге не может менять позы, но свободно двигает руками и головой. Окружающие сходятся в плотный круг и начинают «лягушку» всячески дразнить (кривляться, подшучивать и касаться), однако иногда безобидные насмешки переходили на оскорбления и даже пинки (подобные изображения встречаются, правда, только в том случае, когда «лягушка» — мужчина). На все нападки «лягушка» не отвечает, но пытается схватить ближайшего обидчика рукой, не меняя своей позы. Если это удается, пойманный сам становится «лягушкой», а освобожденная «лягушка» присоединяется к кругу.

Развлечение было очень модным в XIII-XIV веках. Во французских и фламандских манускриптах, в парижской резной кости зафиксированы разные мгновения игры.

Луврский диптих дощечек для письма работы парижских косторезов XIV в.

Луврский диптих дощечек для письма работы парижских косторезов XIV в.

Иногда ведущий закрывал глаза ладонью, что усугубляло его плачевное положение.  Один из атакующих, подбегая, касается головы сидящего, а тот должен угадать противника по голосу. В Часослове из парижской Национальной библиотеки юный насмешник в студенческой шапочке безбоязненно схватил за плечи игрока, подавленного градом ударов. Нападающие временно отвлекают внимание от замаскированного участника, имя которого «лягушке» следует назвать.

Стоит отметить, что игровой вариант, где осыпаемый ударами прикрыл лицо, пренебрегая защитой и оставаясь пассивным, обнаруживает сходство с композицией «Поругание Христа»: «И некоторые начали плевать на него и, закрывая ему лицо, ударять его и говорить ему: прореки. И слуги били его по ланитам» (Мк. 14, 65). В готической иконографии глумления над Христом его изображали с завязанными глазами или с закутанной капюшоном головой. Спасителя хлещут по щекам, плюют ему в лицо, предлагая назвать оскорбителей. Связь популярной забавы с темой осмеяния Христа наблюдается в средневековой проповеднической литературе.

 

Кегли (нем. Kegeln, фр. Bouleurs).
Средневековый боулинг.

В игру можно играть как с компанией, так и одному.

Фрагмент из манускрипта Cod. Bodmer 91 (1468 г.)

Фрагмент из манускрипта Cod. Bodmer 91 (1468 г.)

Для игры необходимо несколько шаров (хорошо подойдут деревянные) размером с ладонь (чуть больше теннисного мяча) и девять деревянных конических чурок-кегель. Кегли ставятся на площадку в один или несколько рядов. Игроки по очереди с заданного рубежа пускают катящиеся шары. Задача игры — сбить больше фигур меньшим числом шаров.

История игры немного запутана. В 1936 году британский антрополог сэр Флиндерс Петри нашел шар для боулинга и кегли в могиле ребенка в Египте, датированные примерно 3200 годом до нашей эры, что определило возраст игры более чем в 5000 лет. Однако немецкий историк по имени Уильям Пеле утверждал, что боулинг зародился в Германии около 300 г. Монахи делали чурбачки, называемые «kegels», которые представляли человеческие грехи или искушения. Затем они бросали в них камни, тем самым побеждая грех. Стоит отметить, что кеглинг — название боулинга, используемое и по сей день.

Прорисовка фрагмента из манускрипта XIII в.

Прорисовка фрагмента из манускрипта XIII в.

Размер, количество, вес и расположение кегель сильно варьировались от региона и периода как и мяч.

Фрагмент картины Питера Брейгеля "Детские игры" (1560 г.)

Фрагмент картины Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.)

Во Франции, Англии и Испании тоже любили эту игру. Найденные в Англии письменные упоминания о боулинге относятся к XII в. Самая старая площадка для боулинга находится в английском городе Саутгемптон, которая постоянно используется для игры с 1299 г.  В 1366 году король Эдуард III объявил игру вне закона, потому что она отвлекала войска от практики стрельбы из лука. В 1477 году по аналогичным причинам король Эдуард IV издал указ против боулинга и других игр. Несмотря на запреты игра все равно пользовалась большой популярностью.

 

Бита и мяч (Лапта)

Фрагмент из манускрипта "Роман об Александре" (1338-1344 гг.)

Фрагмент из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344 гг.)

Игра минимум для двоих, но чем больше участников, тем лучше.

Фрагмент из манускрипта XIII в. "The Ghistelles Calendar"

Фрагмент из манускрипта XIII в. «The Ghistelles Calendar»

Один игрок подкидывает мяч вверх, второй должен попасть по нему деревянной битой и отправить как можно дальше в поле, чтобы за это время успеть добежать до условной черты и вернуться на прежнее место. Задача их соперников состояла в том, чтобы поймать пущенный мяч и отправить его обратно, попав при этом в бегущего игрока. После меткого броска соревнующиеся менялись ролями. В игре также могут принимать участие и всего два человека: один из них отсылает мяч по направлению к сопернику, который должен поймать его. Если игрок в поле не сумел подхватить мяч в воздухе, то его возвращали бьющему и состязание продолжалось.

Для игры вдвоем также использовали специальное приспособление для подачи мяча. На вбитом в землю столбике с развилкой двигался рычажок-«ловушка» для мячика. Ведущий ударял битой по свободному концу рычажка, затем вторым ударом направлял взлетевший мяч противнику, а тот ловил его.

Прорисовка маргинального рисунка из рукописи XIV в.

Прорисовка маргинального рисунка из рукописи XIV в.

По некоторым исследованиям зарождение игры произошло в XI в., в то время как другие указывают на античный период. Расцветом же игры принято считать XII-XIII века. Известно, что в XIII в. в Париже существовал целый цех мастеров, изготовлявших принадлежности для этого развлечения. Причем спрос на мячи и биты выходил за пределы Франции. Игра была столь увлекательной, что в предписании парижского прево от 1397 г. сохранилась запись, свидетельствующая, что горожане, и мужчины, и женщины, в рабочие дни бросают работу и семьи, чтобы предаться любимой забаве.

 

Игра в шары

Играть можно вдвоем, либо двумя небольшими командами по 3-4 человека.

Фрагмент из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344 гг.)

Фрагмент из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344 гг.)

Для игры нужно несколько шаров (деревянных, каменных или керамических) двух разных цветов или каким-либо другим образом отмеченных.  Еще один шар нужен в качестве основного. Он должен быть отличного от остальных шаров цвета или размера. Основной шар устанавливается на поле. Игроки должны суметь подкатить свои шары на минимальное расстояние к основному. Игра ведется до тех пор, пока не будут израсходованы все шары. Затем происходит подсчет, кто из игроков (или команд) подкатил наибольшее количество (и на наименьшее расстояние) свои шары к основному шару. Победитель выявляется по общему количеству очков.

Фрагмент из манускрипта  XV века " Ms. Douce, 275"

Фрагмент из манускрипта
XV века » Ms. Douce, 275″

Фрагмент картины Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.)

Фрагмент картины Питера Брейгеля «Детские игры» (1560 г.)

Игра является прародительницей популярной современной игры «Петанк» (фр. Pétanque). Ее историю можно проследить до 460 года до нашей эры. Прославленный греческий врач Гиппократ хвалил игру с каменными шарами. Во втором веке нашей эры греческий ученый Юлиус Поллукс описал игру, в которой два игрока бросали в отдаленный камень свои каменные шары.  После падения Римской империи эта игра была забыта и возродилась в средние века под названием «bouleurs» (фр.), которое было также присуще многим играм с шарами. Она стала настолько популярна, что в XIV веке был введён запрет на эту игру, чтобы люди занимались более полезными упражнениями. Известен необычный случай, когда в 1792 году в Марселе при игре в шары погибло 38 человек. Оказалось, что игра проходила вблизи пороховых складов, а в качестве шаров игроки использовали пушечные ядра. По одной из версий во время игры ядро высекло из каменного пола искру и вспыхнули частички пороха, по другой — одно из ядер оказалось пороховой гранатой.

 

Исторический клуб Кемпен 2017-2018, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.

Комментарии запрещены.