Военная одежда конца XIV века

Оглавление

Введение

1. Классификация видов военной одежды

2. Описание видов военной одежды

2.1. Подшлемник

2.2. Нательная военная одежда

2.2.1. Самостоятельный доспех

2.2.2. Поддоспешник

2.3. Военная одежда на ноги

2.4. Налатная военная одежда

Вывод

Литература

Приложение 1. Акетон Карла VI

Приложение 2. Военный дублет Карла де Блуа

 

Введение

Обычно, комплект защитного снаряжения (доспеха) начинается с военной одежды (поддоспешника), которая будет, либо непосредственно защищать бойца от ударов противника (набивняк), либо амортизировать удары, нанесенные по доспеху (стеганка). Поэтому, для реконструктора необходимо иметь подробное описание существовавших в то время форм военной одежды.

Статья посвящена описанию военной одежды на период конца XIV века (1390г. ± 20 лет).

Целью статьи является анализ существовавших элементов военной одежды и предоставления описания согласно источникам и найденным экземплярам для предоставления возможности последующей реконструкции.

 

1. Классификация видов военной одежды

Классифицировать военную одежду можно по способу ношения, т.е. подшлемник (или боевая шапочка (arming cap)), нательная военная одежда и военная одежда, надеваемая на ноги.

Кроме того, согласно [1], разделяя по применению, можно определить три типа стеганой нательной военной одежды конца XIV века.

Первый тип – одежда, которая служит самостоятельным, недорогим доспехом – преимущественно для небогатых солдат, такая как гамбезон (gambeson) и жак (jack).

Этот тип наблюдается на миниатюрах в комплекте с остальными деталями рассматриваемых комплектов – преимущественно только с пехотными (открытыми, без забрал) шлемами, и (иногда) вместе с другими пехотными доспехами – отдельными нагрудниками или бригантинами.

Второй тип – одежда, которая одевается под латный доспех и которая служит для закрепления деталей жесткого доспеха на теле. Фасоном она схожа с гражданской верхней одеждой. Основная функция – предохранять и амортизировать тело от трения латных деталей доспеха и обеспечивать удобное крепление элементов доспеха на нем. Очень часто к ней крепятся кольчужные элементы в местах, не прикрытых латами: кольчужный воротник, кольчужные рукава. Поверх часто одевается кольчужная юбка.

В данную категорию входят подшлемники (например, стеганый чепец), служившие амортизатором между шлемом и головой при ударах, и стеганки, которые иногда называют пурпуэны, или военные дублеты (arming doublet), по аналогии с гражданской одеждой такого же типа.

Третий тип – одежда, которая одевается на латный доспех. Она наблюдается на миниатюрах только в комплекте с остальными деталями латного доспеха ее владельца. Предназначение этой одежды не очень понятно – возможно, она несет утепляющую функцию в холодное время года, а, возможно, предохраняет от повреждений дорогой доспех. Также, в случае изготовления из дорогой ткани (бархат, шелк, парча) она может подчеркивать богатство своего владельца, т.е. служить украшением.

Если эта одежда была простегана, то ее иногда называют акетоном или пурпуэном, а если не простегана, то ее называют налатной коттой (cotta).

Также в конце XIV века вошли в моду рыцарские военные упелянды (arming huppelande), которые надевались под латы и на латы, и которые выделяли своих хозяев среди остальных солдат и рыцарей.

Стоит отметить, что названия к вышеприведенным видам военной одежды привязаны чисто из классификационных соображений для однозначного определения типа военной одежды. На самом деле все вышеупомянутые названия схожи по смыслу и обозначают стеганное нательное защитное одеяние война. Поэтому во многих источниках эти термины используются как одно и то же.

Кроме нательной военной одежды в конце XIV века использовалась стеганая защита ног, так называемые кюиссы (kuiss) и панцершоссы (panzerhose).

 

2. Описание видов военной одежды

2.1. Подшлемник

Подшлемник – это стеганая «шапка», надеваемая под кольчатый капюшон или шлем.

Известно несколько типов подшлемников:

1. Стеганый чепец из 2-х слоев холста или льна, прошитые горизонтально полосками и набитые паклей, шерстью или хлопковой ватой. Этот подшлемник можно носить как отдельно от шлема, так и пришнуровав (или пришив) к шлему. На левой половине рисунка 2.1 изображены солдаты в стеганых чепцах.

Библия Мациевского, 1250г. Рис. 2.1. Библия Мациевского, 1250г.

2. Вшитый в шлем по периметру куполообразный подшлемник с разделенными купольными частями связанными вверху вместе стеганный из 2-х слоев холста или льна вертикально полосками и набитый паклей, шерстью или хлопковой ватой. На рисунке 2.2 изображен вшитый в бацинет подшлемник.

Реконструкция для английского музея, 1380-1400г.Рис. 2.2. Реконструкция для английского музея, 1380-1400г.

3. Стеганый худ из 2-х, 3-х слоев холста или льна, простеганный вертикально, горизонтально или «кирпичиком». В основном использовался малообеспеченными солдатами в качестве подшлемника и гражданской шапки. На рисунке 2.3 изображены солдаты со стегаными худами.

Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)Рис. 2.3. Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)

К подшлемнику могла пришиваться пелерина для защиты шеи или в качестве украшения (см. рис. 2.4). Пелерина могла быть простеганной по горизонтальным или вертикальным линиям, или по линиям образующим «кирпичики» и могла быть набита паклей, шерстью или хлопковой ватой для защиты. Пелерина могла изготовляться из холста, льна или дорогих тканей, если она служила в качестве украшения.

Надгробие Филиппа Смелого, 1411г.Рис. 2.4. Надгробие Филиппа Смелого, 1411г.

Подшлемник первых двух типов изготавливали из бесцветного материала, а пелерина и стеганый худ могли быть любого характерного на тот период цвета (не яркие оттенки).

 

2.2. Нательная военная одежда

2.2.1. Самостоятельный доспех

Известно два типа подобной одежды:

1. Стеганки из 2-х слоев холста или льна, прошитые вертикальными или горизонтальными полосами и набитые паклей, конским волосом или шерстью. Эти толстые стеганые набивняки также называются гамбезоны (gambeson). Используются в виде основного доспеха. Под них могут поддеваться кольчуги.

2. Стеганки из множества (от 12 до 30) слоев холста или льна простеганных вместе по любым типам линий (вертикально, горизонтально, кирпичиком или накрест). Эти стеганки называют жаками (jack). Могут использоваться как самостоятельный доспех, иногда надеваются на кольчугу для усиления защиты. Поверх жаков могут также надеваться пехотные нагрудники или бригантины.

По внешнему виду гамбезон и жак отличаются только толщиной простежки (см. рис. 2.5 и рис. 2.6).

Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)Рис. 2.5. Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)

Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)Рис. 2.6. Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)

На рисунках 2.5 и 2.6 изображены грабящие и убивающие пехотинцы, одетые в гамбезоны и жаки.

Гамбезон или жак одевался на нижнюю нательную рубаху (камизу).

Для реконструкции гамбезона или жака можно использовать не приталенную версию акетона Карла VI (1370-1400гг.), представленного в приложении 1, т.к. он наиболее подходит по фасону с выше представленными источниками.

Цвет гамбезона или жака мог быть разнообразный, но наиболее популярными цветами были: красный, коричневый, белый (не беленый), зеленый и синий.

 

2.2.2. Поддоспешник

Данный тип одежды сочетается чаще всего вместе с полным (или частичным) латным доспехом.

Как правило, это стеганки из нескольких слоев ткани (льна или холста) как жаки, или из 2-х слоев ткани с простеганной подкладкой из мягкой ткани, хлопка, шерсти или ваты. Иногда верхний слой – из шелка или другой дорогой ткани.

Фасон военного дублета должен быть приталенным и повторять контуры фигуры, чтобы доспех также был хорошо подогнан под тело.

Основным источником данного типа военной одежды служит дублет Карла де Блуа (1364г.), представленный в приложении 2.

Помимо военного дублета Карла де Блуа, в качестве поддоспешного типа одежды служили приталенные гамбезоны (см. рис. 2.7). Основным источником подобного гамбезона служит акетон Карла VI (1370-1400гг.), представленный в приложении 1.

Надгробная плита рыцаря Хохенклингена (ум. 1376г, Германия)Рис. 2.7. Надгробная плита рыцаря Хохенклингена (ум. 1376г, Германия)

Цвет такого гамбезона мог быть разнообразный, но наиболее популярными цветами были: красный, коричневый, белый (не беленый), зеленый и синий. Иногда верхний слой делали из шелка или другой дорогой ткани.

Поддоспешники одевались на нижнюю нательную рубаху (камизу).

 

2.3. Военная одежда на ноги

Стеганую защиту ног можно разделить на два типа:

— кюиссы (kuiss), представляющие собой простеганные несшитые набедренники (см. рис. 2.8 и рис. 2.9);

— панцершоссы (panzerhose), представляющие собой простеганные чулки, сшитые спереди в пояс (см. рис. 2.10).

Кюиссы из Библии Мациевского 1250г.Рис. 2.8. Кюиссы из Библии Мациевского 1250г.

Статуи из Стратсубргского собора Богоматери (1340г.)

Статуи из Стратсубргского собора Богоматери (1340г.)

Рис. 2.9. Статуи из Стратсубргского собора Богоматери (1340г.)

Прототип мюнхенских панцершосс на изображении из Библии Сант-Женевье (1370г.)Прототип мюнхенских панцершосс на изображении из Библии Сант-Женевье (1370г.)Рис. 2.10. Прототип мюнхенских панцершосс на изображении из Библии Сант-Женевье (1370г.)

Согласно [2, 3] кюиссы состоят из двух слоев льна, прошитыми (простеганными) вертикальными полосами, которые набиваются паклей, конским волосом или шерстью. Кюиссы использовались как самостоятельная защита бедра. На колено кюисс обычно привязывали латный наколенник. При этом голень кюиссами не защищалась, но по предположению они могли иметь не набитое и не простеганное продолжение на голени для удобства и амортизации латной защиты голени.

Панцершоссы состоят из двух слоев льна с простеганной подкладкой из мягкой ткани, хлопка, шерсти или ваты между слоями.

Основным источником для реконструкции панцершосс служат, так называемые, мюнхенские панцершоссы, представленные на рисунках 2.11 и 2.12.

Вид сзади «мюнхенских панцершосс»Рис. 2.11. Вид сзади «мюнхенских панцершосс»

Вид спереди «мюнхенских панцершосс»Рис. 2.12. Вид спереди «мюнхенских панцершосс»

Исходя из представленных выше источников, для панцершосс характерна простежка «кирпичиком».

Ни на одном из источников по панцершоссам (см. рис. 2.10 — 2.12) нет латной защиты ног, за исключением латных наколенников, одеваемой на панцершоссы, что может говорить о том, что панцершоссы носились как самостоятельная защита ног. Однако, если присмотреться к фотографиям «мюнхенских панцершосс» (см. рис. 2.11 и рис. 2.12), то можно заметить, что на задней стороне колен нашиты кольчужные полотна небольшого размера. Из этого можно предположить, что на «мюнхенские панцершоссы» надевалась полная латная защита ног, а кольчужные полотна защищали открытые места на задней стороне колен. Подобные рассуждения можно встретить и в [3]. Однако однозначным фактом приведенные рассуждения назвать нельзя и они требуют дальнейшего исследования.

Характерными цветами для кюисс и панцершосс были белый, коричневый, красный, зеленый и синий.

Кюиссы и панцершоссы надевались либо на нижнее белье (бре), либо на гражданский вариант раздельных шосс.

Согласно [3] кюиссы и панцершоссы обычно крепятся к внутренней подкладке гамбезона или поддоспешника, либо привязываются через сквозные отверстия снизу поддоспешника (см. рис. 2.13).

Execution of Robert Tresilian, the duke of Ireland's cousin (XIV-XVв.)Рис. 2.13. Execution of Robert Tresilian, the duke of Ireland’s cousin (XIV-XVв.)

Также, если посмотреть на более ранние источники (см. рис. 2.14), то можно предположить, что шоссы крепились к набедренному поясу под одеждой, либо к нижнему белью (бре).

Крепление шосс. Испания, 1200г.Рис. 2.14. Крепление шосс. Испания, 1200г.

Однако, согласно [4], как показывает практика, кюиссы или панцершоссы удобнее подвязывать к гамбезону, жаку или поддоспешнику.

 

2.4. Налатная военная одежда

Как правило, это налатники-стеганки из 2-х слоев ткани с простеганной подкладкой из мягкой ткани, хлопка (отсюда появился термин акетон), шерсти или ваты (см. рис. 2.15 и рис. 2.16). Часто верхний слой – из шелка или другой дорогой ткани, иногда – расшитая гербами. Либо, это не простеганная приталенная налатная одежда, обычно из дорогой ткани, подчеркивающая статус владельца, или указывающая его гербовые цвета (см. рис. 2.17).

Цвет пурпуэна, коты или упелянда мог быть разнообразный, в том числе он мог быть сшит и из нескольких цветов (гербовые цвета). Наиболее популярными цветами были: красный, коричневый, белый (не беленый), зеленый и синий. Иногда верхний слой делали из шелка или другой дорогой ткани.

Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)Рис. 2.15. Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)

Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)Рис. 2.16. Рукописи хроник Сент-Дени (Франция, 1400г.)

St. Marth Johann von Brandscheit (1370г.)Рис. 2.17. St. Marth Johann von Brandscheit (1370г.)

Не простеганные котты могли быть разнообразного типа и фасона. Ниже на рисунках 2.18-2.23 представлены некоторые виды подобных налатников.

Кота с замечательными полукруглыми фестонами по подолу. Aretino (1391г.)Рис. 2.18. Кота с замечательными полукруглыми фестонами по подолу. Aretino (1391г.)

Миниатюра «Божественное предвидение» (1380г). Два рыцая сражаются в котах геральдических цветовРис. 2.19. Миниатюра «Божественное предвидение» (1380г). Два рыцая сражаются в котах геральдических цветов

Gurk-Ktn Saulussturz (1380г.). Котты с крупными пуговкамиРис. 2.20. Gurk-Ktn Saulussturz (1380г.). Котты с крупными пуговками

«Большие французские хроники» (1400г.)«Большие французские хроники» (1400г.)«Большие французские хроники» (1400г.)Рис. 2.21. «Большие французские хроники» (1400г.)

Св.Георгий (1380г.)Рис. 2.22. Св.Георгий (1380г.)

Скульптура рыцаря в котте без рукавов (1390г.)Рис. 2.23. Скульптура рыцаря в котте без рукавов (1390г.)

В качестве источника для реконструкции пурпуэна можно использовать акетон Карла VI (1370-1400гг.), представленный в приложении 1.

Согласно [5], ещё один, по все видимости, широко-распространенный в XIV веке вид налатников – стёганные короткорукавные котты.

Они надевались поверх доспеха для дополнительной защиты тех же подмышек и шеи, как боевые куртки, и часто шились из тканей гербовых цветов сюзерена, но, впрочем, не всегда – на многих картинках изображены простые одноцветные котты с короткими рукавами.

Короткорукавные котты могли быть с запахом на пуговицах (см. рис. 2.24), на шнуровке (см. рис. 2.25) и не распашные (см. рис. 2.26), приталенные (см. рис. 2.27) и «мешковатые» (см. рис. 2.28), а также укороченными (см. рис. 2.29).

Скульптура с ровным рядом круглых набивных пуговиц на короткорукавой коте (1360г.)Рис. 2.24. Скульптура с ровным рядом круглых набивных пуговиц на короткорукавой коте (1360г.)

Картина с изображением короткорукавых котт со шнуровкой спереди. Англия (1400г.)Рис. 2.25. Картина с изображением короткорукавых котт со шнуровкой спереди. Англия (1400г.)

Миниатюра с изображением нераспашной короткорукавой коты. Голландия (1400г)Рис. 2.26. Миниатюра с изображением нераспашной короткорукавой коты. Голландия (1400г)

Мозаика с изображением приталенной короткорукавой коты (1400г.)Рис. 2.27. Мозаика с изображением приталенной короткорукавой коты (1400г.)

Миниатюра с изображением подпоясанного «мешковатого» по размеру налатника (1390г.)Рис. 2.28. Миниатюра с изображением подпоясанного «мешковатого» по размеру налатника (1390г.)

Миниатюра с изображением укороченных налатников (1380г.)Рис. 2.29. Миниатюра с изображением укороченных налатников (1380г.)

Военные упелянды в конце XIV века использовались богатыми рыцарями и феодалами, т.к. мода на них только начиналась и сами упелянды, которые приходили в негодность после пары боев, были дорогим украшением своего хозяина и подчеркивали его статус и положение на поле боя (военноначальники). Предположительно, те же упелянды могли использоваться и в гражданском костюме.

Обычно военный упелянд шили из шелка, парчи, бархата, дорогих льняных тканей изумительной выделки или из тонкого сукна. Иногда на них были вытканы диковинные узоры, пришиты гербовые аппликации, а мешковидные рукава украшены вышивкой и фестонами.

На рисунках 2.30 и 2.31 показаны военные упелянды, надетые под латы.

Надгробная плита рыцаря в военном упелянде (1393г.)Рис. 2.30. Надгробная плита рыцаря в военном упелянде (1393г.)

Надгробная плита рыцаря в военном упелянде (1400г.)Рис. 2.31. Надгробная плита рыцаря в военном упелянде (1400г.)

 

Вывод

В докладе была рассмотрена военная одежда, используемая в конце XIV в. и методы изготовления некоторых ее типов.

Проанализировав рассмотренную в докладе информацию была составлена таблица предполагаемых комплектов, состоящих из представленной военной одежды.

Таблица 1.1

Предполагаемые варианты ношения военной одеждыПредполагаемые варианты ношения военной одежды

Приведенная выше таблица составлена исходя по описания сословного класса война, носившего подобную комплектацию, что можно наблюдать на представленных изобразительных и архитектурных источников.

 

Литература

1. Alliance of the Crown – содружество клубов исторической реконструкции и living history 14-15 век // http://www.truehistory.ru/papers.htm

2. Защита ног: кюиссы, панцершоссы // http://citadelblog.ru/zashhita-nog-kyuissy-panzer-shossy/

3. Тоже Форум. Комплект, пехотинец 1360-1370гг. // http://www.tforum.info/forum/lofiversion/index.php?t23883-0.html

4. Форум Клуба «Берн». Просмотр темы – Комплект алебардиста на 1375-1380 // http://www.forum.bern.ru/viewtopic.php?t=2595&postdays=0&postorder=asc&start=15

5. Военный костюм: короткорукавная стеганная котта, 1360-1410 // http://citadelblog.ru/category/kostyum/

 

Приложение 1. Акетон Карла VI

Акетон Карла VIАкетон Карла VIАкетон Карла VIАкетон Карла VI

 

Приложение 2. Военный дублет Карла де Блуа

Военный дублет Карла де БлуаВоенный дублет Карла де БлуаВоенный дублет Карла де БлуаВоенный дублет Карла де Блуа

 

Клуб св. Димитрия 2011, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.
Павлов Егор

Комментарии запрещены.