Шахматы в средневековой Европе

Оглавление

  1. Предисловие
  2. Из Истории
  3. Подробное описание средневековых шахмат
  4. Правила хода фигур
  5. Доски для игры
  6. Менталитет, закон и нравы
  7. Большие шахматы (шахматы с курьером)
  8. Шахматы «Четыре времени года»
  9. Другие формы шахмат
  10. Литература

Предисловие

Занимаясь научной реконструкцией, и питая любовь к настольным играм, я решил разведать информацию об играх в средние века.

Кое-что нами уже опробовано и изготовлены игровые наборы, как то: «Таблут», «9 пляшущих мужчин», «Счастливая свинья», «Лиса и гуси» и др. За то большая благодарность клубу Льеж, кои и осветили вопрос этих игр на своем сайте. Но даже у них довольно мало информации по шахматам. К сожалению этот вопрос вообще мало освещен в рунете, что я и попытаюсь исправить.

Из Истории

Хотя считается что шахматы были изобретены в Персии и Индии, в Европу Шахматы «пришли» из арабских стран. Это был т.н. Шатранж, или Шатранжи (shatranj / shatranji), пошаговая игра для двух игроков на поле 8х8 квадратов.

Впервые шахматы упоминаются в IX-м веке на латинском языке (schachis и schachorum ludo). Шахматы путешествовали вместе с купцами по торговым путям по всей Европе.

Шахматы того времени были похожи на то что мы знаем сейчас, но были и существенные отличия в правилах, фигурах и поле.

Во-первых, те правила, которые мы знаем сейчас были приняты около 1500 г. До этого времени игра была более медленной (т.к. часть фигур получила более сильные возможности в XVI веке). Так же в средние века люди много экспериментировали с правилами, фигурами и размером досок. В книге Альфонса X рассматриваются многие формы шахмат. Упоминаются шахматы на квадратных досках с 12, 10, 8, 6, 4 и даже 1-м квадратом по одной стороне ( в последнем случае этот квадрат должен быть как-то разделен на 8 частей).

Во-вторых, исламская культура (Сунниты), откуда в Европу «прибыли» шахматы, запрещала изображение живых существ – фигуры были в основном абстрактные и простые, а поле не было раскрашено в разные цвета.

Самый ранний набор шахмат из арабских стран — находка Нишапура (Nishapur), датируемая 750-800 г. н.э. Часть фигур сделана из глины, но большая часть из натуральной и подкрашенной в зелень слоновой кости. Вообще же шахматы известны примерно с VI века.

Стоит запомнить, что абстрактный дизайн арабских шахмат – это основополагающий дизайн шахмат средневековья. Подобные фигуры часто встречаются по всей Европе, особенно в IX-XIII веках. Сделаны они были из глины, стекла, поливной керамики, дерева, слоновой кости, черного дерева, кварца. Так же упоминаются шахматы из драгоценных камней (мне не удалось найти сохранившиеся источники, но есть письменные [1]). Резьба и сложность изготовления фигурок, а так же их размер (обыденные были довольно маленькими) увеличивался и усложнялся по ходу времени (часть находок уже XIII века представляет собой очень утонченную резьбу по кости).

Рис. 1.1. Цветная фотография Нишапурской находки

 

 Рис. 1.2. Современная реконструкция Шартранжа из Нишапура

 

Рис. 1.3. Фигуры из кварца рыцаря Арно XI века

Рис. 1.4. Шахматный набор, кость оленя, конец XI — начало XII веков

Рис. 1.5. Скандинавские костяные фигуры, XI век

Рис. 1.6. Набор фигур (Оснабрук) из кварца X-XII века

Рис. 1.7. Конь, кость моржового клыка, Англия XIII век

Рис. 1.8. Сидящая фигура Церкви, моржовый клык, Северная Германия или Скандинавия

Рис. 1.9. Фигура епископа XII века, выполненная из зуба нарвала, Скандинавия

Рис. 1.10. Фигура коня, Испания XII в., слоновая кость

Рис. 1.11. Фигура королевы, Германия, XIII в., кость

Рис. 1.12. Шахматы Карла Великого IX-XI, реконструкция

Рис. 1.13. Шахматы Карла Великого IX-XI, слоновая кость

Рис. 1.14. Реконструкция шахмат из Лейпцига, оригинал – слоновая кость. XIV в., Германия

Рис. 1.15. Реконструкция шахмат из Лейпцига, оригинал – слоновая кость. XIV в., Германия

Стоит отметить еще одну интересную тенденцию по шахматным фигурам и их виду:

1. Король практически не потерпел изменений ни в правилах хода, ни во внешнем виде.

2. Ферзь (советник, визирь) примерно уже в первом европейском источнике (Versus de scachis, X в) преобразуется в королеву. Это более сообразно устройству общества в то время, женщина набирает власть и находится рядом со своим королем. Впоследствии она получит еще большую власть на поле (см. правила ниже). Интересный факт – по некоторым правилам пешка не могла стать королевой пока на доске есть фигура королевы того же цвета, «У короля не может быть 2-х жен» (но это скорее исключение, в большинстве источников упоминаются фигуры с одинаковым правилами хода, но с разными названиями, к примеру regina и ferzia). В другие фигуры пешки не превращались.

3. Слон преобразуется в епископа. Важную фигуру того времени. Епископы зачастую были не просто церковными иерархами, но к духовной власти прикладывалась власть светская. Вспомнить хотя бы архиепископов Кёльнских – носитель этого титула был одновременно и правителем большой области (в его подчинении был даже герцог Вестфальский), обладал большой церковной властью, но и являлся одним из 7-ми курфюрстов, тех, кто выбирал нового короля, а затем и императора. В немецком регионе эта фигура (в абстрактном варианте) могла выглядеть по-разному. В основном имела 2 рога наверху. На немецком языке эта фигура значится ‘l?ufer’, что значит «бегун».

4. Конь так же потерпел мало измений. На востоке конь считался более слабым животным, чем слон (животное), поэтому стоял за ним, а в европейской традиции конь становится рыцарем. Кстати, фигура епископа так же могла быть на коне.

5. Ладья – викарий короля, часто изображался со скипетрами , или в виде башни, или в виде буквы М, где два рога обозначают голову всадника и лошади на колеснице. Довольно сильная фигура, учитывая «ослабленные» по сравнению с современными ферзя и епископа. В арабском мире ладья изображалась кораблем, позже колесницей, а в средневековье превратилась в башню. По книге Альфонса X ладья – это шеренга солдат.

Пешка внешне имеет сильные различия. От пограничных камней до простых пеших воинов.

 

Подробное описание средневековых шахмат

Правила хода фигур

Изначально я основывал свои знания на исследовании г-на Карола Гамилла (Carol Hamill). В своей статье он приводит ссылки на Versus de Scachis немецкого монаха 997г и текст Carmina Burana 1210 г. Но мне не удалось найти переводы с латыни этих текстов ( и даже частей, где говорится о шахматах). Самостоятельный перевод и исследование этих источников не дало положительного результата в понимании правил хода фигур ( в основном у меня вызывает сомнение утверждение г-на Керола относительно слона, который ходит на 3 клетки, в отличие от других источников, где слон прыгает на 2 клетки). В Carmina Burana в 210 поэме говорится о шахматах, и слово Alficus там встречается только 2 раза(за весь источник) и только в 210 поэме, из перевода я не нашел в этих местах правил хода этой фигуры.

Поэтому я привожу правила хода фигур по «Книге игр» Альфонса X (XIII в).

 

 

Король.

Может двигаться на 1 клетку в любую сторону. Правило рокировки не действует.

 

Королева.

Может ходить только на 1 клетку по диагонали. Так же в свой первый ход эта фигура может прыгнуть на 2 клетки вперед или по диагонали.

 

Епископ.

Может прыгать на 2 клетки в любую сторону по диагонали. При этом может встать всего в 8 клетках поля, включая ту на которой начинает.

 

Конь.

Ходит как современная фигура: Г – образно. То есть 2 клетки по горизонтали \ вертикали + 1 клетка по вертикали \ горизонтали.

 

Ладья.

Ходит как современная фигура, по вертикали или горизонтали на сколько угодно клеток до конца доски или др. препятствия.

 

Пешка.

Ходит как современная пешка. Захватывает чужие фигуры по диагонали вперед.

При достижении противоположного конца поля становится королевой (ферзем).

Пешка так же может сделать первый ход на 2 клетки, если они пустые(впереди и следующая).

Так же упоминаются «некотрые люди», которые играют так, что пешка может делать двойной шаг пока не захватит кого-нибудь.

 

В книге игр Альфонса 10 (XIII век) шахматы 8*8 представлены как основные, самые играемые и любимые по всему миру. Так же предлагается вариант игры – с игральной костью.

Игральная кость убыстряет ход игры, т.е. вы можете ходить только фигурой согласно выпавшему номеру. На поле 8*8 клеток это 6-гранный кубик. Соответствие выпавшему числу: 6 – король, 5 – ферзь, 4 – ладья, 3 – конь, 2 – слон, 1 – пешка. Если выпавшая фигура ходить не может или ее нет – ход переходит к сопернику. Вполнее реальнее играть с 2-3 кубиками.

 

Доски для игры

Были сделаны так же из разных материалов, но в основном это были не складные варианты из дерева. Исключение составляли доски-книги, т.к. духовному званию было особо запрещено играть в шахматы, доски маскировались под книги (я так полагаю, поле было внутри, в отличие от современных складных досок). Могли быть как раскрашенные доски (при этом в совершенно разные цвета: красно-белые, черно-белые, красно-синие и др.), так и нет.

 

Менталитет, закон и нравы

Шахматы очень распространились в средние века. Даже «стандартный набор» умений рыцаря включал обучение игре в шахматы.

Но интересный факт, что даже на одном из Вселенских Соборов они были запрещены (а это до VIII века). Запрещались они и в средние века Церковью, особенно духовным чинам.

Не редки были летальные исходы этой интеллектуальной игры, о чем сохранилось много письменных и графических источников. Игра могла закончиться проломленной мраморной доской головой одного из игроков, а то и массовым побоищем (как на одной французской миниатюре).

 Рис. 2.1. Французская миниатюра

 Но шахматы были и предметом философии. В одном средневековом трактате «Книге об обязанностях и нравах знати, или о шахматной игре» («Liber de moribus et officum nobilium, sive de ludo schaccario»), написанном доминиканским монахом Якопо ди Чессоли в конце XIII в., говорится о создании шахмат, как один мудрец учил царя уму-разуму; что шахматная доска – это город Вавилон (где они якобы и были придуманы), что 8 пешек олицетворяют 8 профессий простолюдина и т.д. Примечательно что данная книга была переведена на немецкий язык в конце XIII века Генрихом фон Берингеном (Heinrich von Beringen).

В книге Альфонса X представлена другая информация – что шахматы были изобретены в Индии одним из 3-х мудрецов царя(два остальных предложили кости и нарды). Но в рассказе о шахматах каждой фигуре уделяется особое внимание и объясняется кого она олицетворяет и почему так ходит ( к примеру пешка – обычный солдат, ходит на 1 клетку, т.к. пеший и несет оружие и доспехи, а захватывать может по-диагонали, т.к. когда воины стоят друг ко другу лицом, то хорошо защищены спереди, но более уязвимы от тех врагов, кто стоит сбоку).

 

Большие шахматы (шахматы с курьером)

Рис. 2.2. Большая шахматная доска с картины художника Лукаса ван Лейдена (Lucas van Leyden), 1508 г.

Отдельным пунктом хотелось бы упомянуть о т.н. «courier chess» — шахматам на поле 8х12 и с новыми фигурами, в которые играли в Европе, особенно в Германии, с 12 по 18 века.

Один из  источников на эту игру — работа 1508 г художника Лукаса ван Лейдена (Lucas van Leyden) — где изображено общество, играющее в эти шахматы.

Рис. 2.3. Работа 1508 г художника Лукаса ван Лейдена (Lucas van Leyden)

Но упоминания об этой игре есть с 1202 г. (Вирнт фон Гравебрг (Wirnt von Gravenberg) в его Романсе об Артуре (Arthurian romance)), далее в 1300 г. Генрих фон Беринген упоминает их в своем сочинении «Шахматы» (Heinrich von Beringen, Schachbuch) и др. упоминания (даты вы можете посмотреть на сайте по 9-й ссылке).

Давайте углубимся в отличия Курьерских шахмат.

Рис. 2.4. Современная реконструкция Курьерских шахмат

 

Во-первых, игра идет на поле 8х12 клеток (заметьте расцветку).

Во-вторых, на поле появляются новые фигуры.

Кто же они? Первый из них – это «курьер», который ходит как современный слон, и он так ценился, что был одной из самых высоких фигур. Так же были добавлены «мудрец» и «шут».

Разберем подробнее правила хода и размещения.

 

 

Король.

Ходит на одну клетку в любую сторону. Не может использовать рокировку. Как и современный король не должен быть захвачен чужими фигурами (мат).

 
 

Ладья.

Ходит на любое количество клеток по вертикали и горизонтали до конца доски или другой фигуры. Как и современная ладья.

 
 

Конь (рыцарь).

Ходит как современная фигура: Г – образно. То есть 2 клетки по горизонтали \ вертикали + 1 клетка по вертикали \ горизонтали.

 
 

Пешка.

Ходит как и современная фигура, но без первого двойного хода(кроме случая описанного ниже). Ход на 1 клетку вперед, захват чужой фигуры по диагонали вперед. При достижении конца доски может трансформироваться только в средневековую королеву.

 
 

Курьер.

Ходит как современный слон: на любое число клеток по диагонали, но не может перепрыгивать фигуры на своем пути. По имени этой фигуры и назван этот вид шахмат.

 

 
 

Епископ.

Может прыгать только на 2 клетки по диагонали. Не больше и не меньше, но может перепрыгнуть фигуру на своем пути. Итого он может встать только на 12 клеток доски 8х12.

 

 
 

Королева.

Ходит только на 1 клетку по диагонали. Сильно отличается от современного ферзя, но это стандартная фигура до XVI века.

 
 

Мудрец.

Ходит как король, но может быть съеден как любая другая фигура.

 
 

Шут.

Может ходить только на 1 клетку по вертикали или диагонали.


Начальная расстановка фигур на поле: P – пешка, R – Ладья, Kt – рыцарь, B – епископ, С – курьер, S – мудрец, J – шут, K – Король, Q – королева.

Заметьте что Мудрец, Король, Королева и Шут разных цветов стоят друг напротив друга. Король занимает поле своего цвета.

Начало игры: игроки делают по 4 начальных хода. Пешки перед ладьями и королевой ходят на 2 клетки вперед, так же и королева ходит на 2 клетки вперед, занимая место сразу за своей пешкой. После этого каждая фигура ходит в соответствии со своими правилами.

Захват фигур: Если фигура перемещается на клетку где стоит фигура противника — последняя убирается с поля. Все фигуры, кроме пешки (описано выше) захватывают вражеские фигуры своими обычными ходами.

Рис. 2.5. Начальная расстановка в Больших шахматах

 Если королю угрожает «захват» – то это т.н. «шах» – и следует устранить угрозу (переместив короля, заслонив его от нападающей фигуры, или захватив нападающую фигуру). Если королю сделан шах и нет возможности его избежать – то это т.н. «мат». Игра окончена в пользу поставившего мат.

Так же если создалась ситуация что королю нет прямой угрозы, но любой возможный ход своей фигуры ее создаст, то это т.н. «пат», партия так же окончена как и в ситуации с матом.

Когда пешка достигает противоположной стороны поля – она сразу же заменяется на королеву (относительно слабая фигура).

Так же может произойти ничья – если ни один из игроков не имеет преимущества, т.е. либо постоянно создаются такие условия, что ни один из игроков не делает решительных ходов (примерная расстановка фигур остается довольно долго), либо происходит зацикливание ходов.

 

Шахматы «Четыре времени года»

Игра описана в работе Альфонса X. Она рассчитана на 4-х игроков, где каждый представляет одно время года.

Рис. 2.6. Миниатюра из работы Альфонса X.

 

Начальная расстановка:

Играют на доске 8х8, имеющей 2 диагональные линии, пересекающих восемь центральных полей. Роль этих диагоналей вспомогательная, она показывает куда двигаться и захватывать пешкам.

Рис. 2.7. Начальная расстановка фигур в шахматах «Четыре времени года»

 

Ходы фигур:

Король, ладья и конь ходят как в классических шахматах. Слон прыгает на два поля по диагонали.

Пешки ходят как в классических шахматах, но без первого двойного шага. Двигаются пешки в разных направлениях. Например, красные пешки на а3 и b3 двигаются вниз, пешки на с1 и с2 двигаются направо.

Когда пешка достигает последней линии доски, она превращается в генерала. Генерал ходит на одно поле по диагонали.

Другие правила:

Игру начинают зеленые, далее против часовой стрелки (зеленый, красный, черный, белый). При этом в первый ход зеленые обязаны двигаться в сторону красных ( весна уступает место лету), красные в сторону черных, белые в сторону зеленых. Далее игроки могут ходить «в любую угодную им сторону».

 

Далее, каждый игрок должен сделать ставку. Так же каждый платит когда теряет фигуру или когда объявляется шах его королю (тому кто «съел» или объявил).

Когда же объявляется мат, то заматованный игрок обязан заплатить нападающему за все свои фигуры на доске, а после убрать их с нее. Из троих оставшихся первый пораженный оставляет на доске весь выигрыш + платит за каждую свою фигуру на доске. Из двух оставшихся игроков тот кто выигрывает – забирает все деньги с доски + последний проигравший платит ему за каждую свою фигуру на доске.

 

Вариант с игральными костями:

Кости используют для определения, какой фигурой игрок будет ходить. Если выпадает 6 можно ходить королем, если 4 – ладьей, 3 – конем, 2 – слоном и 1 – пешкой. Когда невозможно сделать ход выбранной фигурой, ход переходит к другому игроку.

Играть можно с двумя костями, чтобы игрок выбирал из двух выпавших чисел какой фигурой ему ходить.


Другие формы шахмат.

Как вариант классических шахмат 8*8 в книге Альфонса X предлагается т.н. девичьи шахматы, их отличие их правил схоже с современными шашечными поддавками. В этой статье не предполагается разворачивать вопрос обязательных(синоним) шахмат.

Так же в книге Альфонса X есть пояснение к шахматам на поле 12 на 12 клеток с такими фигурами как Единорог, Крокодил, птица Аанка и др, но перевод правил достаточно тяжел к восприятию и я не стану делать поспешных и ложных выводов по этой игре, т.е. она так же не рассматривается в моей работе.

Хотя Альфонс X  упоминает шахматы на других досках ( с 12, 10, 6 и 4 квадратами по одной стороне), в его работе нет сильного упора на описание этих форм, нет и пояснения состава фигур на досках, нет и возможных изменений по перемещениям фигур.

 

Литература

1. Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. «Жизнь и развлечения в Средние века».

2. Cessolis, Jacobus de, Liber de moribus hominum et officiis nobilium ac popularium sive super ludo scachorum («Книга о человеческой морали и обязанностях дворян и простолюдинов»), так же известная как  Ludis Scacchorum, 1300 г. Италия, Латынь.

3. Alfonso X`s «Book of games» в переводе на англ. Sonja Musser.

4. Carmina Burana: An Annotated English Translation of No. CCII of Codex Lat. 4460 of the Staatsbibliothek of Munich: Ludus Scenicus De Nativitate Domini, Alphonsus L. Pakenha Loyola University, Chicago.

5. http://www.island.net/~hamill/all_things_medieval18.htm Carol Hamill.

6. http://ebay.com

7. http://bildindex.de

8. http://history.chess.free.fr/

9. http://courierchess.com

10. http://www.ancientchess.com

11. http://azartgames.gambler.ru/Chess/FourSeasonsChess.htm

12. http://clubliege.ru/library_games-new.html

 

 Клуб св. Димитрия 2013, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.
Димитрий Никитин

Комментарии запрещены.