Шахматы 6х6

Фрагмент из манускрипта Bodleian Ms. 264 (1338-1344 гг.)

Фрагмент из манускрипта Bodleian Ms. 264 (1338-1344 гг.)

Существует мнение, что средневековые художники изображали шахматные доски «схематично» и периодически «ошибались» с размерами полей на досках. Однако, это не так. В книге Альфонсо Х (XIII в.) есть упоминания о шахматах на досках с различным количеством квадратов (от 4 до 12 по одной стороне), но подробного описания к этим вариантам игры нет. Попробуем немного разобраться в этом интересном вопросе на примере шахмат с доской 6х6.

Фрагмент из манускрипта BNF fr. 301 f° 111v° (конец XIV в. – начало XV в.)

Фрагмент из манускрипта BNF fr. 301 f° 111v° (конец XIV в. – начало XV в.)

Есть достаточно большое количество изображений с шахматными полями 6х6 в различных регионах и в разное время, что указывает на определенную тенденцию, а не на огрехи мастеров. Ключевым остается вопрос с расположением фигур и тем, как они ходят. С расположением фигур сразу возникает определенная сложность, т.к. набора и даже доски под эти шахматы не сохранилось.

Всего шесть основных типов фигур: король, королева, епископ, конь, ладья и пешка, где строй пешек находится на передней линии, а задняя отдана остальным пяти фигурам. Получается, что какая-то из фигур должна дублироваться.

К сожалению, удалось найти всего два изображения с полем 6х6, на котором различимы контуры фигур. Они представлены ниже.

Слева (далее изображение *): Manessische Liederhandschrift (начало XIV в.).  Справа (далее изображение **): Schachzabel (начало XV в.).

Слева (далее изображение *): Manessische Liederhandschrift (начало XIV в.)
Справа (далее изображение **): Schachzabel (начало XV в.)

Для начала идентифицируем фигуры на изображениях. В таблице представлены фрагменты с фигурами из манускриптов и соответствие их сохранившимися фигурам и их  названия.

Название фигуры Фрагмент из изображения * Фрагмент из изображения ** Схожие сохранившиеся экземпляры фигур
Пешка  пешка  пешка  Pawn, deer bone, Beginning 11th c., Nuremberg, Germanisches Nationalmuseum
Королева  королева  королева  Ancient Chess Set Replica Shatranj Folding Board 9th Century Persian (королева) королева
Король  король  король  Ancient Chess Set Replica Shatranj Folding Board 9th Century Persian (король) король
Ладья  ладья  ладья  x6qeamUh76k hMZyw1pv4XY
Конь  конь  конь  Ancient Chess Set Replica Shatranj Folding Board 9th Century Persian (конь) Knight found in Europe (where) and made in Arabic style, 8th-9th c. according to C. Schafroth , ivory, Musée du Louvre, Paris
Епископ  епископ  епископ  H4D-50 Multishot iKXGrJIEu4s

При детальном рассмотрении этих изображений можно увидеть, что на них есть по две ладьи, остальных же фигур (кроме пешек) по одной. По этим изображениям можно предположить начальное расположение. К сожалению, изображения с начальной расстановкой для таких шахмат не известны, а есть лишь отрывки из партий. Для начала предположим, что пешки должны стоять, как и во многих других шахматах, на втором ряду, перед основными фигурами. Далее положим, что король и королева должны находиться в центре. Исходя из правила хода королевы (по диагонали на одну клетку), бытовавшее в те времена, можно заметить, что королева на обоих изображениях расположена на клетке противоположного цвета.

Фрагмент манускрипта Cod.Poet.et Phil fol. 2 (1467 г.)

Фрагмент манускрипта Cod.Poet.et Phil fol. 2 (1467 г.)

Значит начальное расположение королевы будет на противоположной по цвету клетке, а место короля будет рядом, занимая центр поля. Логично предположить, что ладьи будут находиться по краям поля, как и в других наборах шахмат, в которых они присутствуют. Это предположение не опровергается расположением ладей на изображении. Осталось определить положение коня и епископа. В этом вопросе обратим внимание на изображение **. В позиции черных на первом ряду справа от исходного места левой ладьи можно увидеть фигуру, напоминающую по форме пешку. Однако, пешка никак не могла бы попасть в эту позицию, т.к. пешки могут ходить только вперед. Тогда получается, что это епископ, а конь находится на другой стороне рядом с ладьей (на изображении видно, что конь скорее всего сделал один ход из своей начальной позиции). На это также указывает положение фигуры епископа на изображении *, где епископ черных находится на белом поле. Исходя из «классических» правил для того времени (епископ ходит по диагонали, прыгая через одну клетку), епископ не может перейти на другой цвет поля.

В итоге получаем следующее расположение фигур: две ладьи по краям, рядом с левой ладьей – епископ, с правой – конь, король и королева (стоит на клетке с противоположным цветом). Передний ряд – шесть пешек.

Фрагмент манускрипта Ars. 5070, fol. 260v (1432 г.)

Фрагмент манускрипта Ars. 5070, fol. 260v (1432 г.)

Теперь необходимо определиться с правилами хода у фигур. Предположим, что в этом варианте шахмат используются «классические» правила для средневековья, которые описаны в статье нашего коллеги Никитина Д.Г. (доступна на нашем сайте). Проверим это утверждение на примере нескольких фигур, положение которых есть на изображениях. Выше уже была рассмотрена особенность хода фигуры королевы (по диагонали на одну клетку), которая позволила определить ее начальное положение на доске. Это же является подтверждением касательно «классического» варианта правил хода для королевы. Нет оснований предполагать, что при совпадении правил для одной фигуры они не будут совпадать для других. Положение короля, ладей и пешек также не противоречат этому варианту правил.

Обратим внимание на фигуру епископа на изображениях. По «классическим» правилам ход этой фигуры ограничивается движением по диагонали, прыгая через одну клетку. При таком правиле фигура епископа имеет очень ограниченное количество клеток, на которые она может встать. Однако, на изображении * видно, что эта фигура стоит в том месте, на которое она не могла бы попасть. Значит правила хода отличаются.

Епископа может ходить не только через одну клетку, но и на соседнюю по диагонали

Епископа может ходить не только через одну клетку, но и на соседнюю по диагонали

Следует отметить, что в статье Никитина Д.Г. рассматривается вариант правил наиболее характерный для средневековой Европы, но не единственный, что также указано в статье. В некоторых исследованиях встречается указание, что фигура епископа может ходить не только перепрыгивая по диагонали через одну клетку, но также и переходя по диагонали на одну клетку. Этот вариант правил вполне подходит к положению епископа на изображении *, а также предоставляет этой фигуре больший маневр на маленькой доске.

Таким образом получается, что «классические» правила для средневековых шахмат вполне применимы для этого варианта доски с единственным уточнение по правилу хода фигуры епископа.

 

Использованные материалы:

  1. Манускрипт Bodleian Ms. 264 (1338-1344 гг.)
  2. Манускрипт BNF 301 (конец XIV в. – начало XV в.)
  3. Манускрипт Manessische Liederhandschrift (начало XIV в.)
  4. Манускрипт Schachzabel (начало XV в.)
  5. Alfonso X`s «Book of games» в переводе на англ. Sonja Musser
  6. Стать «Шахматы в средневековой Европе» — Никитин Д.Г., 2013 — http://1400.xn--p1ai/historicalinfo/issues/chess-in-medieval-europe/
  7. «Faulty medieval chess boards» (подборка изображений шахматных досок различного размера). Сайт Thomas guild — http://thomasguild.blogspot.ru/2014/02/faulty-medieval-chess-boards_25.html

 

Исторический клуб Кемпен (ранее клуб св. Димитрия) 2018, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.
Павлов Егор

Комментарии запрещены.