Bloßfechten – Бездоспешное фехтование

image002

Bloßfechten (нем.) или бездоспешное фехтование (также можно перевести как «просто фехтование») – методика боевого искусства без защитной брони, получившая развитие в Немецкой школе фехтования (нем. Fechtschulen) в период Средневековья.

Истоками этого боевого искусства считается древняя германская традиция единоборства или дуэли. Подобные дуэли часто использовались для решения правовых споров путем судебного разбирательства оружием. В более ранний период эти поединки велись до первой крови. В классическом Средневековье – до смерти противника. Еще до манориальной системы правом на такой поединок обладали все свободные в германских народах.

Традиция судебных поединков была распространена не только среди германских и скандинавских народов, но и в других европейских странах, оккупированных германскими племенами в конце Римской античной эпохи. Истоки же этой традиции теряются в глубине времен.

С другой стороны остро стояла необходимость в умении отразить внезапное нападение, когда нет возможности облачится в защитное снаряжение, а есть только возможность быстро схватить в руки оружие. Потасовка может произойти в любом месте и в любое время, на улице города, на проселочной дороге, в таверне, или везде, где люди могут найти повод для драки. Единственное, что может дать уверенность в случае, если оружие оказалось под рукой – умение с ним обращаться. Кроме того, влиятельные люди и их сыновья часто являлись объектами нежелательного внимания со стороны теневых элементов общества. Поэтому они будут щедро платить за хорошее обучение боевым искусствам, не только для судебной дуэли, но и для личной безопасности.

Вместе с тем, фехтовальное искусство почиталось как одно из благородных, наравне с другими шестью «Рыцарскими добродетялими»: владение копьем и щитом, верховая езда, искусство охоты, плавание, игра в шахматы, сочинение и исполнение под музыку стихов.

Так появилась необходимость в преподавателях боевых искусств.

image004О мастерах боевых искусств и их учении мы, к сожалению, знаем не так много, по крайней мере до XIV века. Это не значит, что ранее мастеров обучения бою не существовало. Просто их учение не было хорошо задокументировано вплоть примерно до 1300 г. Ранее этого наши знания о мастерах и их учении ограничиваются в основном незначительными ссылками в сагах и эпосах. Средневековые системы обучения «благородным» боевым искусствам были, по всей видимости, намеренно и целенаправленно сокрыты.

XIV век дал нам первую из известных рукописей по обучению фехтованию «Tower Fechtbuch» (Cod.ms.1.33) около 1300 г. (1280-1320 гг.). Это анонимное произведение по изучению бездоспешного фехтования с мечом и щитом. Также XIV век дал нам первое имя мастера единой системы обучения – Иоганн Лихтенауэр (Johannes Liechtenauer).

image006Лихтенауэр является человеком-загадкой. О нем мы лишь знаем, что он стал мастером мастеров. Мы знаем, что он провел большую часть своей подготовки в молодости у многих авторитетных мастеров в различных частях Западной и Центральной Европы. Мы знаем, что он разработал комплексную систему обучения. Также нам известно, что он воспитал поколение лучших мастеров боевых искусств в Европе, среди которых, возможно, был молодой Фиоре де Либери (Fiore Dei Liberi) – итальянский мастер мастеров. Кроме того, мы обладаем только текстами воспроизведенными и записанными его учениками и последователямив течении почти 250 лет (8-10 поколений мастеров) после его смерти. Он был основателем Немецкой школы фехтования и оказал огромный вклад в развитие европейского боевого искусства. Должно быть Лихтенауэр был удивительным учителем.

«…я узнал, освоил и научу вас фехтованию пешком, верхом на лошади, в доспехах и без. Я не открыл искусство самостоятельно, все описанное здесь разработано на основе моих путешествий»

image008Первые тексты основанные на учении Лихтенауэра были написаны вероятно его учениками (Ханко Дёбрингер (Hanko Döbringer), Андреас Йуд (Andreas Jud(e)), Йост фон дер Ниссен (Jost von der Nissen) и Никалаус Прусс (Nikolaus Preuß)) в 1389 году, вскоре после смерти великого мастера. Однако большинство этих работ, видимо утрачены. Остались лишь рукописи, известные как «Döbringer Fechtbuch» (Cod.ms.3227a) и «Codex Wallerstein №2» (Cod I.6.4°.2). Первая рукопись содержит рифмы учебных стихов и уточняющие комментарии, написанная Ханко Дёбрингером. image010Вторая же рукопись анонимного автора (скорее всего также одного из учеников Лихтенауэра) и не содержит текста, однако изображения практически полностью совпадают с текстовыми описаниями Дёбрингера. За этими трактатами последовала целая серия рукописей основанных на учении Лихтенауэра (нем. Fechtbücher). Эти рукописи, во многом схожи по содержанию и порядку расположения глав, посвященных разным видам оружия, имеют, однако, некоторые различия — из века в век в них появлялись новые приемы, дополнявшие и развивавшие искусство боя. [Подробнее об истории Немецкой школе фехтования можно прочитать в статье Максимова Р.И. «Немецкая школа фехтования» (2011 г.)]. Кроме того, в этих работах имеется четкое различие в терминологии, применяемой к различным формам фехтования: Bloßfechten (бездоспешное фехтование, читается как блоссфехтен), Fechten yn Harnüsche (фехтование в доспехах), Schulfechten (учебное фехтование) и Ernstfechten (серьезное фехтование). Разделение на серьезное фехтование (Ernstfechten) и учебное (Schulfechten) заключается в наличии у первого смертельных приемов, которые трудно контролировать, и соответственно применять для обучения, во избежание летальных исходов среди учеников. image012Соответственно бездоспешная техника (Bloßfechten) и фехтование в доспехах (Fechten yn Harnüsche) содержат приемы как из Schulfechten, так и из Ernstfechten. При этом техники Bloßfechten и Fechten yn Harnüsche внешне очень отличаются (гораздо больше, чем этого можно ожидать). Следует также отметить, что термин fechten (фехтование) имел гораздо более широкое определение, нежели сейчас, комплексная система любого рукопашного боя являлись фехтованием.

image014Обратите внимание, что Bloßfechten – это только одна часть учения Лихтенауэра, описывающая как бороться с противником без брони. Причем эта техника включает в себя работу с различным холодным оружием и без оружия, верхом и пешком. Другие разделы его учения описывают методы для боя в броне, боя верхом, а также методы для копья, кинжала и борьбы. Почти во всех трактатах раздел, посвященный Bloßfechten располагается в начале, что скорее всего, означает необходимость начинать изучение искусства именно с бездоспешной техники – от простого к сложному (термин Bloßfechten переводится как «просто» фехтование).

image018Однако «простота» эта весьма условна. Как ранее уже упоминалось, мастера не хотели, чтобы искусство попало в чужие руки. Поэтому «…не каждый, кто слышит, это понимает», писал мастер фон Данциг (Peter von Danzig) . В качестве оружия в Bloßfechten обычно используется длинный меч. Лихтенауэр использовал это оружие для иллюстрации основных принципов, которые затем применялись во всех других дисциплинах. Вполне вероятно, что выбор длинного меча для описания основ также был не случаен. image016В отличие от другого холодного оружия меч, пожалуй единственное, в котором без определенных знаний его владения, ограничиваешься лишь применением как кухонного ножа, хотя его потенциал гораздо шире. В длинном мече работают все его конструктивные элементы: оба лезвия и острие (колоть и рубить), перекрестие (удар, как киркой, захват и важнейшая функция защиты (париэрштанга)), навершие (удар, как молотом и важная функция правильного баланса) и даже рукоять (захват и рычаг для залома). И это вполне укладывается в концепцию ограничения лиц, которым доступно знание многопрофильного боевого искусства.

image020«И прежде всего вы должны знать и понимать, что искусство меча едино… ибо он был изобретен сотни лет назад и является универсальным, для того чтобы понять суть искусства от начала до конца… Основа (ядро) его была полностью понята великим мастером Иоганном Лихтенауэром. Не то чтобы он сам придумал, то, что описано, но он много путешествовал и искал изучения военного искусства в разных странах, потому что всегда хотел учиться как можно больше у честных и справедливых мастеров». (Дёбрингер).

В основу Bloßfechten мастера вводят пять главных слов (fünf Wörter), касающихся понятия времени, векторов усилия и т.д.

«До» (Vor), «После» (Noch), «Слабый» (Swach), «Сильный» (Stark), «Своевременно/Мгновенно» (Indes).

Эти пять слов являются основным ядром искусства мастера Лихтенауэра. Большое внимание мастер уделял также выработке основных принципиально необходимых качеств фехтовальщика: смелости, быстроты, скромности (умеренности), хитрости и благоразумию – эти добродетели он считал ключевыми в фехтовальном искусстве. В то же время «всякая добродетель может превратиться во зло, без скромности (умеренности)», писал мастер Зигмунд Рингек (Sigmund Ringeck) в комментариях о Fechtbuch(е) Иоганна Лихтенауэра.

image022Уделялось большое внимание работе ног, тактическим основам (предпочтительной считалась атакующая манера боя; вместо защит предлагалось атаковать или действовать контратаками), акцент делался на понимание ситуации, контроль над собой и противником, скорость реакции, а также сбалансированность и здравый смысл. Также описываются основные удары и позиции, которые служат как защитными (не блоки), так и переходящими между ударами. Причем постоянно подчеркивалось: искусство учит выживать, это не шутка и не игра, и если вы боитесь (например, боли или ранений), то вряд ли оно вам поможет.

«Имеющий «унылое» сердце всегда будет побежден, несмотря на все мастерство» (Петер фон Данциг).

image024За счет того, что в Bloßfechten какая-либо существенная защита не предполагается, то мастера советуют поражать мощным ударом ближайшие жизненно важные органы (голову, сердце, крупные кровеносные сосуды). Причем этот принцип ставится достаточно остро, поскольку пока вы заняты не очень жизненно важным органом, например пальцем противника, он нанесет серьезное поражение в ваш жизненно важный орган. В общем, как и в другой боевой технике Bloßfechten присущи все основные признаки серьезного боя. [Подробнее об основных признаках серьезного боя можно прочитать в статье Максимова Р. (2011 г.)].

Это искусство нацелено исключительно на поиск наиболее эффективного способа уничтожения противника.

«Кто ранит, а не убивает — тот сам будет ранен или убит» (Ханко Дёбрингер).

image026

Список использованной литературы

  1. Blossfechten and the Fechtschulen. German Judicial and Sport Dueling from the Dark Ages to the Renaissance – Michael W. Rasmusson – Journal of Western Martial Art. June 2003.
  2. Немецкая школа фехтования – Роман Максимов (2011) // http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/nemeckaja_shkola_fekhtovanija/1-1-0-16
  3. Blossfechten // http://allthetropes.wikia.com/wiki/Blossfechten
  4. Unarmored fencing // http://wiktenauer.com/wiki/Unarmored_fencing?setlang=en
  5. German school of fencing // http://en.wikipedia.org/wiki/German_school_of_fencing
  6. Вкратце об основных признаках серьезного боя – Роман Максимов (2011) // http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/vkratce_ob_osnovnykh_priznakakh_sereznogo_boja/1-1-0-8
  7. «Döbringer Fechtbuch»

 

Клуб св. Димитрия 2015, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.
Павлов Егор

Комментарии запрещены.